Фронтовая юность
Из интеллигентной семьи, рано осиротел. Сдав экзамены за среднюю школу, осенью 1941 ушел добровольцем на фронт. Служил рядовым в гаубичном полку, затем после окончания артиллерийского училища командовал взводом управления артиллерийской батареи, был тяжело ранен.
Первые повести и «Пядь земли»
После войны окончил Литературный институт им. М. Горького. Печататься начал в 1950, первые рассказы и очерки были посвящены послевоенной колхозной деревне. В основе первой повести «В Снегирях» (1954) — впечатления от многочисленных поездок по стране. В повести «Южнее главного удара» (1957) Бакланов впервые обращается к фронтовой юности, следуя, как и во всем последующем творчестве, традициям толстовского реализма — психологического и исторического. В ней и особенно в повести «Пядь земли» (1959) война предстает такой, какой была для воевавших на переднем крае с суровыми фронтовыми буднями. Став событием литературной жизни, «Пядь земли» подверглась нападкам официозной критики и вызвала острую дискуссию о «лейтенантской литературе», «окопной правде», «дегероизации», «ремаркизме», «абстрактном гуманизме».
«Июль 41 года»
Художественное исследование нравственных конфликтов и драматизм действия, присущий прозе Бакланова, ярко проявились в одной из лучших повестей «Мертвые сраму не имут» (1961), где рассказывается о человеке, который, спасая свою жизнь, предает товарищей, подставив их под губительный огонь. В романе «Июль 41 года» (1964), осмысливая причины тяжелых поражений в начале войны, Бакланов видит их в массовых репрессиях, атмосфере страха и подозрительности, царившей в довоенные годы. Непомерно высокая цена, которая была заплачена за победу, — лейтмотив повести «Навеки — девятнадцатилетние» (1979; Государственная премия СССР, 1982), ставшей реквиемом по скошенному войной молодому поколению.
Произведения о бывших фронтовиках и послевоенном времени
В произведениях, посвященных уже мирному времени, в центре внимания Бакланова нравственные проблемы и коллизии, также связанные прежде всего с бывшими фронтовиками, чья судьба оказалась исковерканной растлевающими условиями тоталитарной системы. Казенное бездушие сломало жизнь героя повести «Карпухин» (1965), в романе «Друзья» (1975) проверяемые на подлинность духовная независимость, талант и жизненный успех героев также оказываются подверженными коррозии. Духовный кризис переживает герой повести «Меньший среди братьев» (1981), сознавая, что живет не вровень со своей фронтовой юностью. В повести «Свой человек» (1990) и романе «...И тогда приходят мародеры» (1995) Бакланов продолжает исследовать духовное состояние общества, вызванное уже новыми социальными и нравственными процессами.
Очеркист и драматург
Бакланову принадлежат две книги зарубежных очерков: «Темп вечной погони» (1971) и «Канада» (1976), он часто выступает как эссеист и автор воспоминаний, написанных в художественно-документальном жанре. По его сценариям снято восемь фильмов (часть из них экранизация его прозаических произведений), лучший — «Был месяц май» (1970, режиссер М. М. Хуциев). Наиболее значительная драматургическая работа Бакланова — пьеса «Пристегните ремни» (1975) — поставлена в Театре на Таганке Ю. П. Любимовым. В 1986-94 Бакланов возглавлял журнал «Знамя», сыгравший заметную роль в социальном и нравственном обновлении общества.
Григорий Бакланов скончался 23 декабря 2009 года в Москве, похоронен 26 декабря 2009 года на Троекуровском кладбище.