Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Эррера Хуан Баутиста де — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


Эррера (Herrera) Хуан Баутиста де (ок. 1530 — 15 января 1597, Мадрид), великий испанский архитектор, творчество которого определило оригинальное стилевое направление в испанском искусстве 16-18 веков под названием «эрререско» или «десорноментадо» («безорнаментальное»).

Родился в селении Мобельян провинции Сантандер. Он прошел сложный жизненный путь, в котором преобладала не только творческая, но также придворная и военная карьера. Но Эррера был человеком ренессансного склада, он сумел подчинить обстоятельства жизни неуемной тяге к знаниям и универсализму интересов. Получив прекрасное гуманитарное и философское образование в Вальядолидском университете, Эррера сочетал глубокое увлечение архитектурой с упорными занятиями точными науками, особенно математикой. Он автор теоретического трактата «Размышление о фигуре куба». Состоя в личной свите тогда еще инфанта Филиппа, а затем, участвуя в военных экспедициях, он посетил Фландрию, Германию, и дважды Италию, где вошел в круг широких проблем архитектуры своего времени и смог тщательно изучить произведения античности и великих зодчих итальянского Возрождения. Аналитический, философский характер мышления Эрреры не препятствовал тому, что в своей деятельности он обнаружил себя отличным и опытным практиком, обогатившим искусными изобретениями и новшествами строительную технику.

Восьмое чудо света

Эррера прославился строительством огромного ансамбля дворца — монастыря в Эскориале, в пустынной местности у подножия Сьерра Гвадаррамы, в 45 км от Мадрида. Название произошло от селения Эскориал близ опустевших железных рудников (escoria — шлак).

Испанцы провозгласили это сооружение восьмым чудом света. Автором плана в виде громадного прямоугольника, первого макета и первоначального замысла стал по поручению Филиппа II главный королевский архитектор Хуан де Толедо. После смерти Хуана де Толедо в 1567 его молодой талантливый помощник Эррера возглавил строительство Эскориала.

Он достиг редкой соразмерности четырехфасадного, объединенного общим карнизом здания и пропорциональных отношений между куполом собора, угловыми башнями горизонталями сильно протяженных пятиэтажных фасадов. Четко расположенные окна подчинены здесь мерно повторяющемуся ритму словно уходящей в бесконечность плоскости стены. Дух ясной математической логики пронизывает образ Эскориала, определяет язык его форм, сведенных к простым геометрическим телам — кубу и шару. Сооружение сложено из некрупных прямоугольных блоков местного гранита светло-серого стального оттенка, которые тесались в местных каменоломнях, способы их обтесывания и удивительно ровной кладки изобрел Хуан де Эррера.

Многочисленные постройки Эскориала, включающего монастырь Св. Лаврентия (Сан Лоренсо), семинарию, дворец, усыпальницу королей, библиотеку, госпиталь) выдержаны зодчим в одном монументальном стиле, включены в четкую систему архитектурного комплекса. Помещения строятся по центральным осям, и связь между ними осуществляется путем длинных непрерывных переходов — клаустро. Ритм архитектурной композиции идет в горизонтальном направлении. Соотношение элементов строится на принципах тождественности и подобия.

Расположенный на западном фасаде главный входной портал ведет в большой, замкнутый зданиями прямоугольный Двор королей, названный так из-за мраморных статуй ветхозаветных царей, украшающих фасад собора. Его огромный светлый интерьер с четырьмя столбами — исполинами и мощными арами, подчеркивающими гладкий сферический купол, полон холодного величия. Как и повсюду, господствует образ камня. Тридцатиметровый, сжатый массами гранитных стоек, главный алтарь из темно-красного мрамора и темно-зеленой яшмы с картинами и позолоченными статуями святых создан также Эррерой.

Самый крупный и красивый монастырский двор, включенный в композицию Эскориала, — Двор евангелистов, примыкающий к собору с юга. В плане он образует квадрат со стороной в 45 м. Двор окружает двухъярусная, когда-то открытая арочная галерея, обрамленная в нижнем ярусе полуколоннами дорического, а в верхнем — ионийского ордера. Название двора произошло от так называемого Колодца евангелистов, воздвигнутого архитектором в 1586 в центре двора в виде храмика сложного и прихотливого очертания (в плане октогон со вписанным крестом). Сооружение увенчано куполом и световым фонарем, украшено балюстрадой и в нишах — статуями евангелистов работы Хуана де Монегро.

Ощущение спокойного соразмерного пространства создает помещение библиотеки, принадлежащее к числу наиболее привлекательных в Эскориале. Как все помещения такого типа в ансамбле (Зал битв, сакристия, Зал капитула, королевские покои) библиотека представляет собой вытянутый в длину (52 м) сравнительно невысокий зал, перекрытый цилиндрическим сводом на полукруглых подпружных арках, которые опираются на пилястры, членящие стены. Библиотека ярко и ровно освещена с двух сторон окнами; ее свод, распалубки, люнеты, фриз расписаны фресками аллегорического содержания. В простенках расставлены массивные дубовые шкафы, напоминающие небольшие храмы с дорическими колонками. Даже в деталях Хуан де Эррера не выходил за рамки стиля: книжные шкафы созданы Джузеппе Флекой по его рисункам.

Многочисленные постройки зодчего не все были осуществлены. Так, начатый в 1582 по его проекту массивный собор в Вальядолиде позже завершали другие архитекторы. По проекту Эрреры сооружен нижний фасад Алькасара в Толедо, квадратное здание биржи, затем Архив Индий в Севилье (1583-1598), он возглавлял работы по благоустройству Мадрида, где в 1584 построил первый каменный Сеговийский мост через реку Мансанарес, а в городе Бадахосе в 1596 — мост Пальмас на 32 арках через реку Гвадиану.

Определенный период времени строгий стиль Эрреры с его холодным величием крупных масс расчлененных объемов, симметричностью форм, линий и почти полным отсутствием во внешнем облике зданий декоративного убранства насаждался по всей Испании. Он оказал влияние и на архитектуру испанских колоний в Новом Свете.