В 1948 окончила Московский архитектурный институт, затем и Московскую государственную консерваторию (1953; класс Л. Ф. Савранского).
В Большом театре
В 1954 дебютировала в Свердловском государственном оперном театре в партии Любаши («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), где в течение двух лет исполняла ведущий меццо-сопрановый репертуар.
В 1956-1988 — солистка Большого театра (первое выступление — Кармен в одноименной опере Ж. Бизе). Эта партия, исполненная певицей на сцене многих стран мира, принесла ей славу одной из лучших Кармен 20 века. За годы работы в Большом театре певица с блеском выступала в десятках репертуарных операх: Марфа («Хованщина» М. П. Мусоргского), «Марина Мнишек («Борис Годунов» Мусоргского), Любаша («Царская невеста» Римского-Корсакова), Весна («Снегурочка» Римского-Корсакова), Любава («Садко» Римского-Корсакова), Полина и Графиня («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Любовь («Мазепа» Чайковского), Амнерис («Аида» Дж. Верди), Ульрика («Бал-маскарад» Верди), Азучена («Трубадур» Верди), Эболи («Дон Карлос» Верди).
Много гастролировала за рубежом. Триумфальные выступления Архиповой в Италии (1960, Неаполь, Кармен; 1967, «Ла Скала», Марфа в «Хованщине»; 1973, «Ла Скала», Марина Мнишек в опере «Борис Годунов»), в Германии (1964, Амнерис в «Аиде»), в США (1966, концертное турне), в Великобритании («Ковент Гарден»: 1975, Азучена в «Трубадуре»; 1988, Ульрика в «Бал-маскараде») и во многих других странах мира принесли ей славу первой русской певицы нашего времени. Зарубежные критики сравнивали ее с Ф. И. Шаляпиным по глубине проникновения в образ, огромному диапазону различных вокальных и драматических оттенков, природной музыкальности, темпераменту. В 1997 исполнила в «Метрополитен-опера» партию Филиппьевны в «Евгении Онегине» Чайковского.
Архипова — выдающаяся певица 20 в., ее голос, мощный, богатый оттенками, ровный во всех регистрах, обладающий магической силой воздействия на слушателя, в сочетании с природной музыкальностью и актерским мастерством превращает каждую работу певицы в подлинное событие музыкальной жизни. Интерпретация Архиповой драматического начала в музыкальном произведении глубока и проникновенна. Это в полной мере относится к ее деятельности как оперной певицы, так и исполнительницы концертного репертуара. В музыке Архипову всегда интересовали задачи особой исполнительской сложности. Явлением в камерном искусстве стала ее трактовка романсов Римского-Корсакова и С. И. Танеева, а также цикла произведений Г. В. Свиридова, работа над которым проходила в содружестве с композитором и позволила ему назвать Архипову артисткой не только большого чувства, но и тонкого интеллекта.
Общественная и педагогическая деятельность
С 1982 — профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. С 1967 — бессменный председатель конкурса имени М. И. Глинки. С 1974 — также бессменный председатель Международного конкурса имени П. И. Чайковского, раздел «сольное пение» (кроме 1994 года).
С 1986 является президентом Международного союза музыкальных деятелей (1986), под патронажем которого проходят многочисленные музыкальные фестивали в российской провинции (Осташкове, Смоленске).
Президент Фонда Ирины Архиповой (1993).
В 1993 Архиповой были присвоены: титул «Человек года» (Русский биографический институт) и титул «Человек столетия» (Биографический центр Кембриджа). В 1995 — титул «Богиня искусств» и Всемирный приз искусств «Бриллиантовая лира» (учрежден и присвоен «Маришин Арт Менеджмент Интернэшнл»).
Именем «Архипова» названа Малая планета № 4424 (имя присвоено Институтом теоретической астрономии Российской академии наук, 1995).
Автор книг: «Музы мои» (1992) и «Музыка жизни» (1997).
19 января 2010 года Ирина Константиновна Архипова была госпитализирована с сердечной патологией в городскую клиническую больницу имени Боткина. 11 февраля 2010 года певица скончалась. Похоронена 13 февраля 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве.