C 1997 года и по сегодняшний день на всем земном шаре продано около 500 млн экземпляров книг о Гарри Поттере, кассовые сборы от проката фильмов, рожденных по этому сюжету, превысили S7,7 млрд, а Джоан Роулинг стала первым в истории литератором-миллиардером.
Если бы биографию Джоан нужно было написать в форме сказки, то начало пришлось бы придумывать заново. Потому что на самом деле пролог был скорее грустным. Развод, безработица, нищенское существование с крошечной дочкой на руках — такая жизнь совсем не кажется сказкой. Но факт остается фактом: именно такими исходными данными обладала к своим тридцати годам Джоан Роулинг, учительница из Британии, создавшая лучшую сказку за последние полвека. Но главной сказкой стала ее собственная жизнь.
Не случайно именно поезд, а не какой-нибудь волшебный дракон переносит Гарри Поттера в волшебный мир. В жизни Роулинг поезда сыграли большую роль. Именно в поезде, идущем с вокзала «Кингс-Кросс», осенью 1964 года познакомились ее родители. В марте 1965 года они обвенчались, поселившись в скромном одноэтажном домике в промышленном городке Йейт, где 31 июля появилась на свет будущая писательница. Собственно, согласно первой книге Гарри Поттер тоже появился на свет 31 июля — автор и герой родились в один день, лишь с разницей в 15 лет!
В 1983 году Роулинг поступила в Эксетерский университет, где изучала французский язык. Идея эта принадлежала ее родителям, которые надеялись, что дочь в дальнейшем сможет сделать карьеру секретаря или преподавателя. Ничего подобного не случилось. Тем не менее, гол, проведенный в Париже, не прошел даром. Уже тогда она прониклась токами и тонкими энергиями литературной столицы Франции, прошла «облучение» искусством, что в дальнейшем помогло ей в литературной карьере. Получив степень бакалавра искусств, Роулинг переехала в Лондон, где сменила несколько мест работы, основной из которых было сотрудничество с международной правозащитной организацией Amnesty International. В 1990 году будущая писательница переселилась в Манчестер, и тогда же ей впервые пришел в голову замысел детской книги о мальчике-волшебнике. Рождение замысла, ставшего ее добрым ангелом, совпало с событием, рассекшим жизнь писательницы пополам: в том же 1990 году умерла мать Роулинг. К этому добавилось неудачное замужество: муж буквально вытолкал Джоан с маленьким ребенком на руках из дому.
Последней каплей в череде тягостных событий стало ограбление ее квартиры: воры унесли даже несколько памятных вещей, оставшихся от матери. К счастью, коробка из-под туфель, полная набросков к «Гарри Поттеру», их не заинтересовала; Джоан в то время не знала, что именно эти наброски являются ее главной драгоценностью.
«Склонность к депрессии у меня была с юности, — комментирует писательница те события. — Депрессия — не печаль. Это холодное отсутствие чувств. Я знаю, что такое быть матерью-одиночкой. Настолько бедной, насколько бедным может быть в Британии не бездомный человек. Смерть матери была тяжелой утратой. Все мы смертны и знаем, что наступает конец. Но быть готовым к этому невозможно».
Чтобы не оставаться дома, где ей становилось тяжело, Джоан ежедневно выходила с дочкой на прогулку. Она катала коляску с Джессикой по улицам городка до тех пор, пока та не засыпала. Затем, устроившись с чашкой кофе за столиком небольшого кафе «Николсонс», начинала фантазировать. Иногда, дождливыми вечерами, когда нельзя было никуда выйти, они сидели дома. Дочка мирно посапывала, а Джоан все писала, писала... На тот момент ей казалось, что полоса несчастий и бедности никогда не закончится, а будут длиться вечно, как холодная и зябкая лондонская мгла. Забыться она могла только за письменным столом. «Это был вызов. Если бы я не начала писать, то сошла бы с ума», — вспоминала она впоследствии.
Как же родился образ Поттера? По свидетельству писательницы образ Гарри явился ей в вагоне поезда. В 1990 году Джоан приходилось довольно часто курсировать на поезде из Лондона в Манчестер. В течение нескольких часов перед глазами мелькал однообразный английский пейзаж — поля, зеленые холмы, коровы... Однажды, когда поезд надолго застрял посреди полей, случилась странная история. Без какой-либо надежды увидеть что-то новое Джоан выглянула в окно и... в ее воображении возник ясный образ черноволосого мальчишки в круглых очках и со шрамом на лбу. Она еще не знала, откуда взялся этот шрам, зато отчетливо понимала, что этот мальчик — волшебник, что сам он об этом не подозревает, но очень скоро его пригласят в школу волшебства, и тут-то все и начнется... Приехав домой, она тут же засела за письменный стол.
С той самой удивительной минуты озарения она уже не расставалась с привидевшимся ей смешным и умным мальчиком в очках, теперь знакомым нам по тысячам иллюстраций и даже принтах на футболках в http://papadio.ru/.
К Рождеству 1994 года вместе с дочерью Роулинг возвращается из Португалии, где она работала преподавателем, на родину и поселяется в Эдинбурге. К тому времени значительная часть первого романа — «Гарри Поттер и философский камень» — уже была написана, сотворена на старой пишущей машинке. Стремясь поскорее закончить книгу, Роулинг не стала устраиваться на постоянную работу и дописывала роман в кафе. В 1995 году она отправила законченный вариант романа двум литературным агентам, причем первый вернул текст тотчас же, не сочтя его перспективным, а второй — Кристофер Литтл — скрепя сердце и без особой надежды все же вызвался поспособствовать успеху рукописи.
Джоан отдавала «Поттера» и в другие издания. Спустя некоторое время приходили ответы: «Слишком сложно для детей. Детям это будет неинтересно», «Слишком длинно», «Что-то подобное мы уже читали», «Это сказка сентиментальной домохозяйки». Отказы шли один за другим.
Книгу, которая совсем скоро станет сумасшедшим мировым бестселлером, Кристоферу удалось пристроить лишь год спустя: «Гарри Поттер» заинтересовал небольшое лондонское издательство Bloomsbury (естественно, впоследствии ставшее миллионером). В августе 1996 года писательнице был предложен скромный аванс (полторы тысячи фунтов стерлингов). Первый тираж «Гарри Поттера» составил всего тысячу экземпляров, из которых половина отправилась в детские библиотеки. Книга не произвела большого впечатления, но все же ее заметили критики. Шотландская организация The Scottish Art Council предоставила Роулинг грант, чтобы та смогла приступить ко второму тому «поттерианы». На деньги гранта Джоан купила себе новый компьютер и засела за работу. В том же году на профессиональной ярмарке издателей детской литературы в Болонье удалось продать права на американское издание «Гарри Поттера» издательству Scholastic, которое предложило писательнице необычно крупный для дебютантки аванс — 105 тысяч долларов. Это и стало началом триумфа.