Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Марио Варгас Льоса — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


Хорхе Марио Педро Варгас Льоса (исп. Jorge Mario Pedro Vargas Llosa, род. 28 марта 1936, Арекипа, Перу) — перуано-испанский прозаик и драматург, публицист, политический деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе 2010 года.

Для перуанцев Марио Варгас Аьоса — писатель, который вызывает беспрецедентное доверие. Скажем больше: Льоса у себя в стране — скорее, общественный деятель, знаковая фигура, нежели просто литератор. Подумать только, ведь он баллотировался в президенты Перу. Не выиграв в гонках, он, тем не менее, снискал безграничное уважение среди читающей публики. Говорят, что в Перу нет людей, не знакомых с его текстами. Тем более что стиль Льосы вполне доступен и способен говорить на языке одновременно и школьника, и взрослого думающего человека.

Воспитывали Марио вовсе не родители — огромное влияние на будущего писателя оказал его дедушка, почетный консул Перу. Не отсюда ли столь ранний и упорный интерес Марио к политике, интерес, который не угасает до сих пор? Льоса — демократ, крайне левый либерал, ратующий за свободный рынок, он не приемлет любые формы диктатуры. И за свои убеждения он борется на страницах своих романов.

«В детстве я страстно мечтал стать писателем и страдал, плохо понимая, что для этого нужно сделать, с чего начать, как превратить склонность, которую ощущал в себе и которая упорно подталкивала меня к творению историй, — в произведения, причем так, чтобы они покорили читателей, как меня самого покорили истории, сочиненные авторами, уже успевшими занять места в моем личном пантеоне: Фолкнер, Хемингуэй, Мальро, Камю, Сартр. Мне неоднократно приходило в голову написать кому-нибудь из них письмо (в то время все они были еще живы) и попросить совет: как стать писателем? Но так и не решился, — мне помешала боязливость, а возможно, пессимизм, который отбивал желание действовать: ради чего писать, если заранее знаешь, что ни один из них тебе не ответит?» — так позже записал Марио Баргас свои юношеские чаяния.

Сейчас, когда более 30 написанных романов и вручение Нобелевской премии уже позади, Льоса с уверенностью может сказать, что сделаться писателем ему помог смелый и несколько прямолинейный характер. Удивительно, но факт: с медальными чертами лица и импозантной внешностью Варгас Льоса никогда не боялся скандалов. И еще в него — как в литератора — верил дедушка, всегда прочивший ему блестящую карьеру. Именно он покупал Марио книги, делал меткие замечания и разборы его первых литературных трудов.

Варгас признается, что рос в агрессивном обществе, и различные неурядицы, которые он встречал в жизни, подстегивали его браться за перо. «Некоторые события или люди накладывают на тебя неизгладимый отпечаток. Вот почему я так много говорю о важности сугубо иррациональных элементов литературного творчества. Эта иррациональность помогает проникнуть в душу читателю, — комментирует литератор. — Если нет этого элемента, то роман превращается в технику. Нужно соблазнить, вдохновить читателя, растворить в прозе элемент неожиданности, интригу, эмоции, вкус, цвет, запахи».

Отец помог Марио окончить воскресную школу, а затем отдал его в военное училище имени Леонсио Прало. Царившие в училище нравы впоследствии были описаны в романе «Город и псы». Военная муштра, разрешение на оружие и жесткая дисциплина настолько не понравились Льосе, что за год до выпуска он бросил учебу и устроился журналистом в провинциальную газету La Industria, выходившую в городке Пьюра. В 1953 году Варгас Льоса поступил на филологический факультет университета Сан-Маркое, но вскоре уехал в Европу, получил стипендию Мадридского университета ив 1958 году защитил там диссертацию о творчестве Рубена Ларио.

В 1960 году Льоса переезжает в Париж, где ему обещали предоставить грант на литературные исследования. Жизнь его протекала вполне безбедно... Правда, грант Льоса так и не получил, но возвращаться в Мадрид отказался и стал жить в Париже. Здешняя богемная творческая атмосфера увлекала и вдохновляла его. Он знакомится и начинает сотрудничать с Хулио Кортасаром, работает журналистом на радио и телевидении.

Первый же роман «Город и псы» заложил основы будущей грандиозной популярности Варгаса Льосы в среде молодых интеллектуалов по обе стороны Атлантики. Основанный на реальных впечатлениях писателя от учебы в военной академии, роман стал культовой книгой и был публично сожжен на плацу Леонсио Прадо, что только придало ему известности. «Когда власти находят достаточно политического компромата в книге, значит, наутро она станет бестселлером», — улыбается Льоса. В СССР и в США роман был экранизирован: советский фильм «Ягуар» был снят режиссером Себастьяном Аларконом в 1986 году и принес известность актеру Сергею Векслеру Натуралистически описывая атмосферу жестокости и насилия, роман может быть истолкован как символическая экзистенциалистская притча о переходе через смерть к возрождению.

В 1971 году писатель защитил фундаментальную диссертацию по творчеству Габриэля Гарсии Маркеса, которому впоследствии неоднократно жестко оппонировал по политическим и литературным вопросам. Льоса и Маркес познакомились в 1967 году и с годами стали близкими друзьями. Их многое объединяло: на пути к литературному успеху оба успели пожить в Париже, затем, уже став известными, — в Барселоне. В том же 1971 году, когда была защищена диссертация, Льоса, потратив около двух лет на изучение «Ста лет одиночества», опубликовал хвалебный очерк об этом романе. Вдумаемся: два года он читал и проживал эту книгу, страница за страницей; надо ли говорить о том, что его выводы относительно романа не были скоропалительными? Маркес, в свою очередь, стал крестным отцом второго сына Льосы. Однако в 1976 дружбе литераторов неожиданно пришел конец... Только в 2007 году появились некоторые признаки охлаждения давней вражды, и Маркес даже разрешил использовать выдержки из работ Варгаса Льосы в академическом комментированном издании «Ста лет одиночества».

Начиная с 1987 года Варгас Льоса серьезно занялся политикой, в 1990 году выдвигался кандидатом в президенты Перу от партии «Демократический фронт». Льоса предложил план радикального преобразования перуанской экономики, выступив за переход к свободному рынку, резкое сокращение бюджетного дефицита и скорейшую приватизацию государственных: активов. Политические противники Льосы использовали вырванные из контекста цитаты из романа «Война конца света» для дискредитации писателя, зачитывая их по радио под видом выдержек из предвыборной программы, ь первом туре выборов Варгас Льоса занял первое место с 34% голосов, но проиграл во втором туре кандидат Альберто Фухимори, будущему диктатору Перу, после чего покинул страну, поселился в Лондоне и стал подданным Испании. Опыт избирательной кампании Льоса описал в романе «Рыба в воде», в котором стремился показать, по собственному выражению, «обнаженный трагизм национального беспамятства».

Вослед реплике Маркеса: «Диктатор — это единственный законченный типологический образ, который дала Латинская Америка». — Льоса осветил эту тему сполна. Исследование «мифов диктатуры» в латиноамериканских обществах было продолжено в романе «Праздник Козла» (2001), где писатель подробно исследует эпоху правления диктатора Доминиканской Республики Рафаэля Трухильо. Это самое обширное и сложное произведение писателя со времен выхода «Войны конца света». Действие разворачивается в трех событийных пластах: первая сюжетная линия повествует о возвращении доминиканской беженки на родину через 30 лет после убийства Трухильо в 1961 году, во второй сделана попытка реконструкции покушения в стиле классического американского триллера, третья посвящена последним годам жизни самого Трухильо.