Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Шиллер Фридрих - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


"Дон Карлос"

В 1785 в виду финансовых затруднений Шиллер вынужден был оставить Мангейм. Он переезжает в Дрезден, где, не имея постоянного дома, живет у друзей. Несмотря на непростые условия, Шиллер активно работает: он пробует себя в прозаических жанрах (новеллы "Преступление из-за потерянной чести", 1786, "Игра судьбы", 1789, фрагмент романа "Духовидец", 1787), завершает "Философские письма", пишет "драматическую поэму" "Дон Карлос, инфант испанский" (1787). В произведениях дрезденского периода намечается отход Шиллера от прежней бунтарской идеологии. Теперь Шиллер считает, что для того, чтобы примирить идеал и жизнь, поэтический гений "должен стремиться к разрыву с областью действительного мира". Переворот в мировоззрении поэта происходит как вследствие разочарования в идеалах "Бури и натиска", так и в результате изучения кантовской философии и увлечения идеями франкмасонства. Драма "Дон Карлос", написанная на материале испанской истории, хорошо отражает этот перелом уже даже формально: в отличие от ранних пьес, герои которых говорили простым языком, "Дон Карлос" написан классическим пятистопным ямбом, ее главным героем является не представитель "мещанского сословия", как это было принято у представителей "Бури и натиска", а придворная особа; одной из центральных идей драмы является идея реформирования общества просвещенным правителем (Шиллер вкладывает ее в уста маркиза Поза, друга заглавного героя).

После "Дон Карлоса" Шиллер все больше погружается в изучение античности и кантовской философии. Если раньше ценность античности для поэта заключалась в определенных гражданских идеалах, то теперь античность становится важной для него в первую очередь как эстетический феномен. Подобно И. И. Винкельману и Гете, Шиллеру видится в античности "благородная простота и умиротворенное величие", обуздание "хаоса". Возродив форму античного искусства, можно приблизиться к утраченной навсегда гармонии безмятежного "детства человечества". Свои мысли о значении античности Шиллер выражает в двух программных стихотворениях: "Боги Греции" и "Художники" (оба - 1788).

Годы в Веймаре. Большие исторические драмы

В 1787 Шиллер переезжает в Веймар, где общается с философом И. Г. Гердером и и писателем К. М. Виландом. Он завершает историческое исследование на тему "История отпадения Нидерландов", которое начал еще во время работы над "Дон Карлосом". Вскоре по ходатайству Гете Шиллер получает кафедру профессора истории в Йенском университете. Здесь он читает курс лекций по истории Тридцатилетней войны (опубликован в 1793). В первой половине 1790-х гг. Шиллер не создает больших драматических произведений, зато появляется ряд его философских сочинений: "О трагическом в искусстве" (1792), "Письма об эстетическом воспитании человека", "О возвышенном" (оба - 1795) и т. д. Отталкиваясь от теории Канта об искусстве, как о связующем звене между царством природы и царством свободы, Шиллер создает свою теорию перехода от "естественного абсолютистского государства к буржуазному царству разума" с помощью эстетической культуры и нравственного перевоспитания человечества. К этим теоретическим трудам вплотную примыкает ряд стихотворений 1795-1798 гг. ("Поэзия жизни", "Сила песнопения", "Раздел земли", "Идеал и жизнь") и баллад, написанных в тесном сотрудничестве с Гете (особенно в 1797, так называемый "балладный год"): "Перчатка", "Ивиковы журавли", "Поликратов перстень", "Геро и Леандр" и др.

В последние годы жизни

Исторические и философские штудии дали Шиллеру обширный материал для дальнейшего творчества: с 1794 по 1799 он работает над трилогией "Валленштейн" ("Лагерь Валленштейна", 1798, "Пикколомини", "Смерть Валленштейна", обе - 1799), посвященной одному из полководцев Тридцатилетней войны (грандиозной постановкой драмы на сцене Веймарского придворного театра руководил Гете). В "Валленштейне" драматург обращается к критическому, поворотному моменту истории, ибо, как считал Шиллер, лишь в такие моменты человек может свободно проявить себя как духовная личность, именно в кризисные времена чаще всего создается противоречие между свободой и необходимостью, между личностью и обществом, а разрешение конфликта между чувственными стремлениями и моральным долгом возможно лишь в гибели героя. На всех последующих драмах Шиллера лежит отпечаток подобной идеологии ("Мария Стюарт", "Орлеанская дева", обе - 1801, трагедия рока - "Мессинская невеста", 1803).

В драме "Вильгельм Телль" (1804), при создании которой драматург использовал швейцарскую легенду об искусном стрелке, Шиллер попытался показать не только развитие одного человека (в начале Телль показан покладистым крестьянином, в конце же - политически сознательным бунтарем), но эволюцию целого народа от "наивного" к "идеальному"; драматическая коллизия заключается в том, что лишь путем преступления, швейцарцы могут избавиться от австрийского господства, но на это, по Шиллеру, они не имеют права, так как "народ может заниматься лишь "самозащитой", а не "самоосвобождением".

В 1805 Шиллер начинает работу над драмой "Дмитрий", посвященной "смутному времени" русской истории, но она осталась незавершенной.