Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Вега Карпио - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


"Комедии святых"

Количественно среди лопевских пьес преобладают собственно комедии, то есть пьесы, предназначенные для увеселения зрителей и заканчивающиеся счастливо (в их числе - "Учитель танцев", 1594; "Набережная в Севилье", ок.1603; "Валенсианские безумцы", 1590-е гг.; "Молодчик Каструччо", конец 1590-х гг.; "Изобретательная влюбленная", 1606; "Крестьянин в своем углу" (1611), "Мадридская сталь" (1608-1612), "Дурочка", 1613; "Зеленый Сантъяго", 1613). Действие многих из них происходит в Мадриде и в других испанских городах, в современной легко узнаваемой зрителем среде. Для постановки этих пьес актеру требовалось иметь только плащ и шпагу - обязательные атрибуты испанца, выходящего "в город" (еще в 18 веке их назвали "комедиями плаща и шпаги").

В комедиях более "высокого", фантазийного плана - так называемых "комедиях интриги" - действие переносится в иную реальность (в другую страну, в другое время) и протекает либо во дворцах знати ("дворцовые комедии"), либо в сельской местности на лоне природы ("пасторальные комедии"). Сюжеты большинства "высоких" комедий литературного происхождения. Классический образец - "Собака на сене" (опубликовано 1618), в которой любовь неаполитанской графини Дианы де Бельфлор к своему секретарю Теодоро - юноше отнюдь не знатного происхождения - рождается из ревности (Диана влюбляется, заметив, что Теодоро неравнодушен к ее служанке Марселе) и вступает в конфликт с общепринятыми представлениями о сословной "чести".Благополучная развязка комедии основана на компромиссе любви и чести. Любовь в комедиях Лопе не только сметает сословные перегородки, но и должна суметь найти себе место в мире, разделенном на касты и сословия.

Композиция комедии

Комедии Лопе построены по единому образцу - клише, сложившемуся у него к середине 1590-х годов. Сюжет каждой любовной комедии развивается на пересечении по меньшей мере двух линий . В стандартный набор персонажей комедии входят: "галан" (молодой человек, влюбленный в "даму"), сама "дама" (соответственно, и "галан", и "дама" должны иметь дублеров или соперников), изобретательный слуга-"грасьосо" (впервые он появился в одной из комедий Лопе 1596) и служанка, которые содействуют любви "галана" и "дамы", отец или "старик", хранитель фамильной чести и узаконенного порядка жизни, нарушаемого влюбленными, и, наконец, некое знатное лицо, которое в финале примиряет "отцов" и "детей" и от лица общественного мнения узаконивает связи, образовавшиеся в результате развития комедийной интриги.

Трагедии Лопе

Большинство трагедий Лопе относятся к наиболее раннему или, напротив, самому позднему периодам его творчества. Классическая трагедия Лопе - "Наказание - не мщение" (1631), главный герой которой герцог Феррарский, женившись по государственному расчету на юной мантуанской принцессе Кассандре, уличает ее в любовной связи с собственным побочным сыном графом Федерико. Чтобы восстановить свою "честь" в согласии с общепринятым правилом "за тайное оскорбление - тайная месть" (об измене жены знает один герцог), он заставляет Федерико стать невольным убийцей Кассандры, а затем казнит сына, обвинив его в преднамеренном убийстве мачехи - возможной матери будущего наследника престола. Барочный парадоксализм трагедии зиждется на двусмыленности и иллюзионизме происходящего: каждый из ее героев своими речами (пьеса изобилует красноречивыми монологами) и своими поступками должен вызвать и сострадание, и осуждение со стороны зрителя.

Тематически "Наказание - не мщение" можно отнести и к так называемым "драмам чести". Особую разновидность "драм чести" составляют крестьянские "драмы чести", которые включают в себя и смерти, и оскорбления чести, и благополучный финал (сам Лопе определял эти пьесы как "трагикомедии"). Самая знаменитая из такого рода драм - "Фуэнте Овехуна" ("Овечий источник"), изображающая исторически засвидетельствованное крестьянское восстание в Фуэнте Овехуне - селении в провинции Кордова. Лопе изображает крестьян такими, какими его зрители хотели видеть крестьян в "зеркале" сцены: полными чувства собственного достоинства, духовно и интеллектуально равными горожанам и знати, а крестьянскую жизнь - как череду празднеств и приносящих благоденствие трудов. Крестьяне восстают на защиту своей чести от посягательств командора ордена Калатравы, в подчинении у которого находится село. Преследуя деревенских девушек своими домогательствами, командор посягает на основы социального порядка, цинично попирая кодекс чести: честью обладает каждый испанец-"старый христианин".

Лопе-новатор

Появление в трагикомедиях (а нередко и в комедиях) Лопе на сцене персонажа-короля было нарушением классицистического канона, допускавшего его участие только в трагическом действе. Однако фигура короля (в "Фуэнте Овехуне" королей) - краеугольный камень сюжетного строя лопевских пьес, в особенности тех, действие которых отнесено в легендарное историческое прошлое Испании: именно вмешательство короля гарантирует в "новой комедии" восстановление справедливости и порядка.

Лопе де Вега - наряду с Луисом де Гонгора и Франсиско де Кеведо - крупнейший испанский поэт "золотого века". Его перу принадлежат многочисленные романсы, песни, сонеты, как включенные в тексты его пьес и романов, так и опубликованные в сборниках "Стихи" (1604), "Священные стихи" (1614), "Человеческие и божественные стихи лиценциата Томе де Бургильоса" (1614).