Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Аксельрод Павел Борисович — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


Аксельрод Павел Борисович (1850-1928), российский деятель революционного движения. С нач. 1870-х гг. народник, член кружка «чайковцев». В 1883 один из основателей группы «Освобождение труда». С 1900 член редакции «Искры». С 1903 один из лидеров меньшевизма. Октябрьскую революцию 1917 встретил враждебно; эмигрировал. Один из лидеров 2-го Интернационала.




Аксельрод Павел (Пинхус) Борисович (1850, Черниговская губерния — 16 апреля 1928, Берлин), российский политический деятель; один из основателей российской социал-демократии, видный деятель российского и международного рабочего движения; лидер меньшевиков.

У истоков рабочего движения в России

Еще мальчиком доказал, что воля и самоорганизация — путь к реализации самых смелых желаний. Сын местечкового корчмаря-еврея, получил прекрасное образование (окончил гимназию, юридический лицей, учился в Киевском университете). Много читал. Кумиром юноши стал Ф. Лассаль, именно в это время развернувший в Германии агитацию за единение рабочих, призывая их вступать во Всеобщий германский рабочий союз. Участник первых народнических кружков. В 1874 был арестован за так называемое «хождение в народ», попытку «просветить» крестьян деревни Богдановки в Могилевской губернии. К этому моменту за его плечами — организация одного из первых в России социал-демократических кружков. После побега из-под ареста эмигрировал. В Берлине, а затем в Женеве увлекся идеями, которые отстаивал М. А. Бакунин: верой в глубинную революционность российского крестьянства, его «прирожденную» приверженность социалистическим идеям. В 1879, нелегально вернувшись в Россию, вступил в народническую организацию «Черный передел», для которой разработал программу, стал также редактором одноименного печатного органа.

Летом 1880 вновь в эмиграции, где стал одним из основателей социал-демократической группы «Освобождение труда». Много печатался в австрийских, немецких, российских социал-демократических изданиях. В 1890-е гг. одним из первых подверг критике «экономизм». В 1901 оказал помощь приехавшим из России В. И. Ленину, Ю. О. Мартову и А. Н. Потресову в создании общероссийской политической газеты «Искра».

Один из первых отечественных марксистов

Аксельрод наряду с Г. В. Плехановым стал одним из первых российских теоретиков марксизма. Он являлся членом редколлегии « Искры», участником обсуждения проекта программы Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) в апреле 1902. Он считал, что в России «промышленный пролетариат по своим составным элементам и условиям существования в высокой степени связан еще с деревней», что «задача приобретения русскими социал-демократами приверженцев, прямых или косвенных союзников среди непролетарских классов, решается прежде всего и главным образом характером пропагандистской деятельности в среде самого пролетариата». Ленин в своей работе «Что делать?» (1902) отмечал «замечательную прозорливость» Аксельрода, однако в дальнейшем их пути разошлись, особенно после того как Аксельрод вместе с Плехановым оспорил ленинские предложения по аграрному вопросу, а в дискуссии о членстве в партии поддержал Мартова. Именно Аксельрод в статьях, опубликованных в конце 1903 — начале 1904 в новой «Искре», первым указал на опасность превращения РСДРП в якобинскую, заговорщического типа организацию. В идеях Ленина видел «утопию теократического характера», порожденного отсталостью России, проявление «мелкобуржуазного радикализма», использующего для своих целей борьбу рабочего класса.

Лидер меньшевизма

С момента оформления меньшевистского крыла РСДРП Аксельрод стал его неформальным лидером. В 1905 выступил противником установления «диктатуры пролетариата и крестьянства» и бойкота выборов в Первую Государственную думу. На третьем Стокгольмском съезде партии (1905) осудил революционный максимализм большевиков, подчеркнув его пагубное воздействие на позицию как либералов, так и буржуазии в целом, приведя к их преждевременному поправению, еще до осуществления политических целей, провозглашенных накануне и на первых этапах русской революции всеми политическими силами, выступавшими против всевластия самодержавия. Позже Аксельрод обосновал ликвидаторство, выдвинув идею всероссийского рабочего съезда и создания легальной рабочей партии. На Венской конференции РСДРП в августе 1912 он был избран членом Заграничного секретариата Организационного Комитета РСДРП, которая в отличие от большевистской части партии стала называться РСДРП (объединенная).

С началом Первой мировой войны не скрывал проантантовских настроений, пытался найти объяснение позиции европейских социал-демократических партий, проголосовавших за поддержку собственных правительств, в «вековых традициях патриотизма». В дальнейшем предложил собственный план «интернациональной борьбы за мир»: давление рабочих на руководство своих партий для совместного решения вопроса об отзыве социалистов из правительств и отказа от голосования за военные кредиты. Циммервальдская (1915) и Кинтальская (1916) международные социалистические конференции рассматривались им как «частные интернациональные совещания» для преодоления психологических трудностей сближения разобщенных войной социалистических партий и предупреждения проникновения «ленинской пропаганды раскола» в западноевропейскую социал-демократию, за что Ленин назвал его «лидером русских каутскианцев». В борьбе с ленинской идеей превращения войны империалистической в гражданскую добился вместе с Мартовым и другими ключевой для циммервальдского большинства формулировки о необходимости достижения «всеобщего мирного договора без аннексий и контрибуций».

Февральская революция застала Аксельрода в Цюрихе. В Россию вернулся 9 мая вместе с группой эмигрантов тем же путем (в пломбированном вагоне через Германию), каким до этого прибыли Ленин, Зиновьев и др. В одном из первых интервью подчеркнул, что «нынешняя революция не является чисто пролетарской, но также и буржуазной», а потому «вредно требовать свержения буржуазного правительства», Временное правительство нуждается в поддержке «при широком участии представителей пролетариата во всех отраслях общественной и государственной деятельности и повседневной органической работе над демократизацией всех областей национальной жизни». В пределах, «определяемых буржуазным характером революции», эта поддержка «явится взаимной поддержкой буржуазии и пролетариата и совместной чисткой авгиевых конюшен низвергнутого царизма». Вхождение социалистов в правительство считал «принципиально нежелательным».

Майская всероссийская конференция РСДРП(о) избрала Аксельрода членом Организационного комитета (ОК), на первом же заседании которого он был избран его председателем. Принял участие в обсуждении вопросов об организации кампании за мир и ходе подготовки к созыву международной социалистической конференции, доклада И. Г. Церетели о внешней политике коалиционного Временного правительства, поддержал предложение прекратить деятельность Госдумы и Госсовета, высказался за контакт с министрами — делегатами партии, за их отчет перед ОК. Был делегирован от ОК в Бюро по созыву объединительного (августовского) съезда РСДРП(о) на третью Циммервальдскую конференцию. По личным обстоятельствам (из-за болезни, а вскоре и смерти дочери) выехал за границу для подготовки конференции (она состоялась в сентябре) позже других (в самом начале августа) и больше в Россию не возвращался. Августовский (1917) съезд РСДРП(о ) заочно избрал его председателем партии и главой ее зарубежного представительства.

Отношение к Октябрьскому перевороту

Приход к власти большевиков в октябре 1917 Аксельрод осудил резко и бескомпромиссно. Уже с лета 1918 открыто заявлял о вырождении «диктатуры пролетариата» в контрреволюцию и считал «большевистский переворот» «колоссальным преступлением и ничем иным». От этой своей оценки не отказывался никогда, хотя она существенно расходилась с оценкой, данной новым руководством партии, избранном на Чрезвычайном съезде РСДРП(о) в декабре 1917.

По замечанию Аксельрода, вытекавшая из всех теоретических построений официальных меньшевистских лидеров, равно как и их западноевропейских единомышленников, оценка большевистской диктатуры служила «теоретической базой для санкционирования большевистского режима». Он категорически возражал против объявления происшедшего в России «шагом вперед в общественном развитии», отнесения «к историческому активу» большевиков завоеваний «в области эмансипации России от империалистической опеки, свержения господства имущих классов и радикального устранения пережитков крепостничества» и считал, что, насильственно прервав революционное развитие страны, они отбросили ее «назад — в экономическом отношении чуть не в середину прошлого века, а политическом — частью ко временам Петра Великого, а отчасти — Ивана Грозного».

Апрельские тезисы ЦК РСДРП (1920) и ряд других официальных партийных документов побудили Аксельрода обратиться к новому лидеру партии Ю. О. Мартову с открытым письмом, которое он рассматривал как своего рода политическое завещание. Первая публикация письма в эмиграции относится к весне 1921. В России до 1999 письмо было опубликовано лишь однажды — весной 1923 петроградской группой «правых» меньшевиков. Направленное против «легенды о великой пролетарской и коммунистической миссии большевизма», оно стало первостепенным событием не только для российской, но и международной социал-демократии.

Старый, больной, но чрезвычайно мужественный человек, Аксельрод и за границей оставался своеобразным нравственным эталоном и координационным центром для всех меньшевистских партийных групп и течений. Его нельзя относить, как это иногда делают, к представителям «правого» меньшевизма, организационно порвавших с РСДРП еще в 1917, поскольку он всегда оставался членом РСДРП (одним из основателей), не желая вносить свою лепту во внутрипартийный разлад. К сожалению, произведения Аксельрода в России за последние без малого 80 лет ни разу не публиковались. Нет на русском языке и ни одной посвященной ему работы.