Родилась Мария в Полтавском уезде. Отец девочки получил огромное наследство. Мать Маши из-за разногласий в семье решилась на развод, она выиграла бракоразводный процесс. С двух лет Маша оставалась на попечении теток и деда, который был очень образованным человеком. С детства девочку очень сильно баловали, потакали ей и восторгались ее достижениями. Дорожа ее здоровьем, было принято решение отправить Машу и тетей и мамой за границу. Два года они путешествовали по городам Европы, а в итоге остановились в Ницце в Италии. В юности Мария долго жила в разных городах Италии. Она проживала в самых лучших отелях, виллах, бывала на светских приемах высшей знати. Она была заносчивой барышней, которая не вписывалась в традиционные каноны, постоянно искала занятия, которые не характерны для ее ровесниц.
С пяти лет девочка училась танцевать, мечтала об актерской карьере. В 10 лет она начала рисовать. Талант у нее, безусловно, был, но желание Маши петь оказалось сильнее. Она прекрасно играла на арфе, рояле, гитаре, цитре, органе, мандолине. Ее меццо-сопрано охватывал диапазон трех октав без двух нот. Она твердо решила стать знаменитой певицей, а не давать концерты в музыкальных салонах. Одновременно с этим девочка изучала иностранные языки: итальянский, английский, немецкий, древнегреческий, латинский. Писала по-французски. Начиная с 1873 года, все свои мысли, поступки, любую интересную фразу она заносила в свой дневник. Это был не тот дневник с «охами» и «ахами», который принято вести у многих барышень. Это был дневник-исповедь самодостаточной личности, которая откровенно обнажает в нем свои мысли, мечты, стремления, уверенно осознавая, что пишет не для себя, а для всех.
В 16 лет состояние здоровья девушки резко ухудшилось. Как много талантов было даровано Марии, но как мало было отведено времени. С этого момента, продолжая путешествовать и работать над собой, девушка предчувствует свою скорую смерть. Первый удар она выдержала. Катар и воспаление гортани лишили девушку ее прекрасного голоса. Она потеряла надежду на то, что станет знаменитой певицей. В 1876 году она пишет: «Я буду иметь все или умру». Чуть позже она посещает Петербург, Москву, Харьков. Ей удалось воссоединить семью. Она примирила своего отца и мать, которые все еще любили друг друга, но жили порознь. Мария Башкирцева возвращается в Париж. Она пытается самостоятельно заняться рисование, но ей не хватает школы. Девушка решила не распылять свои способности, а отдаться рисованию. В 1877 году она поступает в Академию Р. Жюльена. Своими способностями она покоряет учителей. Мария наверстывает упущенное время и работает по 8-10 часов в сутки. Семилетний курс она освоила всего лишь за два года. Ее учителя признали Марию одаренной от природы. В 1878 году Мария участвует в первом для себя конкурсе учащихся Академии. Она заняла третье место. После 11 месяцев обучения жюри присудило ей первое место и вручило медаль.
Нагрузки, которые Мария взвалила на себя, были огромными. Она терзается тем, что не начала рисовать в 12-13 лет. От слишком напряженного режима организм художницы не выдерживает – она почти полностью теряет слух, появляются первые симптомы туберкулеза. Мария начинает бегать по консультациям с лучшими врачами. Диагнозы врачей расплывчаты. Мария несерьезно относится к лечению и мечтает только о достижениях великих в искусстве. В 1880 году она принимает участие в салоне. Она использует псевдоним «Mademoiselle Mari Constantin Russ». Ее картина «Молодая женщина, читающая «Развод» Дюма» была одобрена критикой и принята публикой. Через год Мария выставила вторую картину – «Ателье Жюльена». Жюри присудили картине второе место. В 1883 году она нарисовала картины «Жан и Жак», «Дождевой зонт», «Осень», серия «Три улыбки» («Младенец», «Девочка», «Женщина»). В Салоне она представила картины «Парижанка», жанровое полотно «Жан и Жак» уже используя свое имя. Помимо наград она получает похвальные отзывы в русской и французской прессе. Мария изобразила себя на большом автопортрете «Портрет Башкирцевой у картины» в творческом порыве. Представила в 1884 году она свой пейзаж «Осень». Картина «Митинг» приносит ей долгожданную славу. Несмотря на то, что Мария постоянно торопилась, ее работы отличаются продуманностью композиции, цветовой гаммы и мелких деталей. Она торопится закончить «Скамейку», делает эскизы к «Юлию Цезарю», «Ариадне». Работает над «Святыми женами». Художница свято верит, что ее рука сможет выполнить то, что «хочет выразить душа».
Кроме рисования Башкирцева увлекается писательством. Она мечтает состояться как писательница. Она ищет человека, который смог бы по достоинству оценить ее эпистолярное творчество. Свой дневник она хочет поручить Ги де Мопассану, судя по его книгам, так много понимающему в женщинах. Однако переписка с ним Марию разочаровывает: «Вы не тот человек, которого я ищу…». Мария совсем немного не дожила до своего дня рождения. Ей бы исполнилось двадцать шесть лет. Мария Башкирцеву похоронили в Париже на кладбище Пасси. Через год после смерти художницы французское общество женщин-художниц открыло выставку работ Марии. На выставке было 10 картин, рисунков, акварелей, скульптурных этюдов. Вскоре множество ее картин раскупили музеи и частные коллекционеры. Еще через год в сокращенном варианте издали ее дневник. Часть картин художницы погибло во время второй мировой войны, ибо мать художницы перевезла их в поместье в Полтаву. Башкирцева могла бы быть великой художницей, «Бальзаком живописи», если бы ее жизнь не оборвалась так рано.