ЧАПЛИН (Chaplin) Чарлз Спенсер (16 апреля 1889, Лондон - 25 декабря 1977, Веве, Швейцария), американский киноактер, режиссер, сценарист, композитор. Родился в семье актеров мюзик-холла и с раннего детства выступал на сцене.
В 1914, приехав на гастроли в США с пантомимической труппой Фреда Карно, дебютировал на экране в комическом фильме студии Мака Сеннета "Зарабатывая на жизнь", но постоянный, столь полюбившийся зрителям образ Чарли (непомерно широкие штаны, пиджачок в обтяжку, слишком большие, расходящиеся носы разбитых ботинок, усики, котелок и тросточка) родился после съемок почти в десятке короткометражных лент ("Детские автогонки в Венисе", "Между ливнями", "Лучший жилец", все - 1914). Из фильма в фильм этот бродяга, старавшийся казаться джентльменом, использовал все известные приемы клоунады и фарса. Однако уже в "Банке" (1915) зрителей поразил грустный взгляд одинокого героя, а в "Иммигранте" (1917) появились первые приметы столкновения Чарли с враждебной действительностью. В полную силу эти тенденции проявились в 1920-е и 1930-е годы, когда Чаплин основал собственную киностудию и начал выпускать полнометражные картины, где уже был не только актером, но и сценаристом, режиссером, композитором. С большим успехом прошел теплый и человечный фильм "Малыш" (1921), зритель обратил внимание на едко сатиричный образ беглого каторжника, созданный Чаплином в "Пилигриме" (1923). В фильме "Парижанка" (1923) он выступил лишь в качестве режиссера, продемонстрировав целый набор новых выразительных средств, "Золотая лихорадка" (1925) оказалась пародией на голливудские мелодрамы, где герой проходит путь "от лохмотьев к богатству".
Вершиной творчества Чаплина и найденного им стиля - переплетения причудливой эксцентрики, грустного лиризма и острой сатиры - стал его первый звуковой фильм (только музыкальное сопровождение) "Огни города" (другое прокатное название - "Огни большого города", 1931). Это история любви безработного бродяги к слепой цветочнице. Лирическая линия все время перемежается с эпизодами "дружбы" героя с пьяным миллионером, поставленными в откровенно сатирическом ключе. Эта вторая линия была развита Чаплином в "Новых временах" (1936), где лирико-комический образ обаятельного маленького бродяги перерастает в драматико-сатирический.
В 1940 выходит в свет фильм "Великий диктатор", в котором ярко проявилась гражданская позиция его создателя, талантливо разоблачившего человеконенавистническую сущность фашизма. Помимо своей традиционной роли "маленького человека", на сей раз еврея-парикмахера, Чаплин играет еще и фашистского главаря Аденоида Хинкеля, даже внешне похожего на Гитлера. Эта роль была последним появлением Чаплина в образе Чарли. В послевоенном фильме "Мсье Верду" (1947) Чаплин показал безработного, вынужденного убивать богатых женщин, за которыми он ухаживал, чтобы прокормить семью. Необычность материала вызвала в США яростную кампанию против Чаплина, который, не выдержав травли, навсегда уехал из Америки, поселившись в Швейцарии вместе с женой Уной - дочерью знаменитого драматурга Юджина О'Нила, на которой он женился в 1943.
В Европе Чаплин снял еще три фильма. Среди них - "Огни рампы" (1952) - во многом автобиографичная история последней любви старого клоуна Калверо, которого сыграл сам режиссер. Хотя Чаплин снова добился здесь удивительной смеси лиризма и комизма, картина сильно уступала его лучшим творениям - как, впрочем, и откровенно злая сатира на Америку "Король в Нью-Йорке" (1957). Мелодрама же "Графиня из Гонконга" (1967), где актер появился в эпизодической роли пароходного стюарда, оказалась явным провалом. Больше Чаплин фильмов не снимал и на экране не появлялся.
Гений этого мастера оказал глубокое влияние на развитие мирового кино. Он обладал уникальным даром сочетания комического с лирическим и трагическим, талантом сатирика, высмеивающего все, что мешает людям жить счастливо. Творчество Чаплина отмечено множеством премий, среди которых специальный "Оскар" - за вклад в киноискусство (1971), Золотой приз кинофестиваля в Венеции (1972), советская Международная премия мира (1954).
В 1914, приехав на гастроли в США с пантомимической труппой Фреда Карно, дебютировал на экране в комическом фильме студии Мака Сеннета "Зарабатывая на жизнь", но постоянный, столь полюбившийся зрителям образ Чарли (непомерно широкие штаны, пиджачок в обтяжку, слишком большие, расходящиеся носы разбитых ботинок, усики, котелок и тросточка) родился после съемок почти в десятке короткометражных лент ("Детские автогонки в Венисе", "Между ливнями", "Лучший жилец", все - 1914). Из фильма в фильм этот бродяга, старавшийся казаться джентльменом, использовал все известные приемы клоунады и фарса. Однако уже в "Банке" (1915) зрителей поразил грустный взгляд одинокого героя, а в "Иммигранте" (1917) появились первые приметы столкновения Чарли с враждебной действительностью. В полную силу эти тенденции проявились в 1920-е и 1930-е годы, когда Чаплин основал собственную киностудию и начал выпускать полнометражные картины, где уже был не только актером, но и сценаристом, режиссером, композитором. С большим успехом прошел теплый и человечный фильм "Малыш" (1921), зритель обратил внимание на едко сатиричный образ беглого каторжника, созданный Чаплином в "Пилигриме" (1923). В фильме "Парижанка" (1923) он выступил лишь в качестве режиссера, продемонстрировав целый набор новых выразительных средств, "Золотая лихорадка" (1925) оказалась пародией на голливудские мелодрамы, где герой проходит путь "от лохмотьев к богатству".
Вершиной творчества Чаплина и найденного им стиля - переплетения причудливой эксцентрики, грустного лиризма и острой сатиры - стал его первый звуковой фильм (только музыкальное сопровождение) "Огни города" (другое прокатное название - "Огни большого города", 1931). Это история любви безработного бродяги к слепой цветочнице. Лирическая линия все время перемежается с эпизодами "дружбы" героя с пьяным миллионером, поставленными в откровенно сатирическом ключе. Эта вторая линия была развита Чаплином в "Новых временах" (1936), где лирико-комический образ обаятельного маленького бродяги перерастает в драматико-сатирический.
В 1940 выходит в свет фильм "Великий диктатор", в котором ярко проявилась гражданская позиция его создателя, талантливо разоблачившего человеконенавистническую сущность фашизма. Помимо своей традиционной роли "маленького человека", на сей раз еврея-парикмахера, Чаплин играет еще и фашистского главаря Аденоида Хинкеля, даже внешне похожего на Гитлера. Эта роль была последним появлением Чаплина в образе Чарли. В послевоенном фильме "Мсье Верду" (1947) Чаплин показал безработного, вынужденного убивать богатых женщин, за которыми он ухаживал, чтобы прокормить семью. Необычность материала вызвала в США яростную кампанию против Чаплина, который, не выдержав травли, навсегда уехал из Америки, поселившись в Швейцарии вместе с женой Уной - дочерью знаменитого драматурга Юджина О'Нила, на которой он женился в 1943.
В Европе Чаплин снял еще три фильма. Среди них - "Огни рампы" (1952) - во многом автобиографичная история последней любви старого клоуна Калверо, которого сыграл сам режиссер. Хотя Чаплин снова добился здесь удивительной смеси лиризма и комизма, картина сильно уступала его лучшим творениям - как, впрочем, и откровенно злая сатира на Америку "Король в Нью-Йорке" (1957). Мелодрама же "Графиня из Гонконга" (1967), где актер появился в эпизодической роли пароходного стюарда, оказалась явным провалом. Больше Чаплин фильмов не снимал и на экране не появлялся.
Гений этого мастера оказал глубокое влияние на развитие мирового кино. Он обладал уникальным даром сочетания комического с лирическим и трагическим, талантом сатирика, высмеивающего все, что мешает людям жить счастливо. Творчество Чаплина отмечено множеством премий, среди которых специальный "Оскар" - за вклад в киноискусство (1971), Золотой приз кинофестиваля в Венеции (1972), советская Международная премия мира (1954).