Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск



хостинг от .masterhost

Рейтинг@Mail.ru


Юткевич Сергей Иосифович — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


Юткевич Сергей Иосифович (1904-85), российский режиссер и теоретик кино, художник, народный артист СССР (1962), доктор искусствоведения. Герой Социалистического Труда (1974). Фильмы: «Человек с ружьем» (1938), «Рассказы о Ленине» (1958), «Ленин в Польше» (1966, специальный приз Международного кинофестиваля в Канне), «Ленин в Париже» (1981), а также «Кружева» (1928), «Встречный» (1932, с Ф. М. Эрмлером), «Отелло» (1956, приз Международного кинофестиваля в Канне), «Сюжет для небольшого рассказа» (1969, Золотая медаль Международного кинофестиваля в Венеции) и др. Профессор ВГИКа (с 1940). Теоретические работы по кино. Государственная премия СССР (1941, 1947, 1967, 1983).




Юткевич Сергей Иосифович (15 (28) декабря 1904, Санкт-Петербург — 23 апреля 1985, Москва), советский режиссер театра и кино, художник-постановщик, доктор искусствоведения. Народный артист СССР (1962), Герой Социалистического Труда (1974), лауреат премии Венецианского кинофестиваля 1982 года за вклад в развитие киноискусства.

Боец революционного искусства (1917-1932)

Творческая жизнь Сергея Юткевича началась в 1917. В годы Гражданской войны он работал актером, художником, ассистентом режиссера в театрах Киева и Севастополя. В 1921-1923 годах учился на театрально-художественном факультете ВХУТЕМАСа и в Государственных Высших режиссерских мастерских под руководством В. Э. Мейерхольда. Будучи студентом, вместе с С. М. Эйзенштейном оформил ряд театральных спектаклей, работал режиссером и художником агитационных театральных групп «Синяя блуза».

В 1922 Юткевич вместе с Г. М. Козинцевым, Л. З. Траубергом и Г. К. Крыжицким выпустил манифест «Эксцентризм», ставший теоретической платформой Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС). Молодые теоретики пытались сконструировать новое революционное искусство путем смешения разных жанров: театра, эстрады, цирка, агитационных представлений.

С 1924 Юткевич пытается воплотить эти теоретические посылки в кино. Его первой кинокартиной стала эксцентрическая комедия из жизни московских беспризорников «Даешь радио!» (сценарий и постановка Юткевича и С. Грюнберг). С 1926 он становится руководителем собственного Экспериментального киноколлектива (ЭККЮ), одновременно работая художником как в театре, так и в кино (кинофильмы «Предатель», 1926; «Третья Мещанская», 1928, оба совместно с В. А. Рахальсом).

В 1928 Юткевич возглавил Первую киномастерскую на «Ленфильме» и руководил ею в течение десяти лет. В ранних режиссерских работах Юткевича («Кружева», 1928; «Черный парус», 1929; «Златые горы», 1931) выполнение социального заказа еще сочетается с экспериментами в области жанра, стиля и формы, а также с поисками нового кинематографического языка. Но уже в «Златых горах» и в полной мере в фильме «Встречный» (1932, постановка совместно с и Ф. М. Эрмлером) режиссер жертвует выразительной формой в угоду идеологическому содержанию.

Режиссер-монументалист (1934-1949)

В 1934 Юткевич пробует свои силы в документальном кинематографе: в ленте «Анкара — сердце Турции» он пытается организовать документальный материал своеобразным сюжетом. Но к концу 1930-х годов с экспериментами было покончено. Юткевич, как один из видных советских режиссеров, обязан был создавать картины по вкусу главного заказчика — Сталина. И он делает такие фильмы — вплоть до короткометражной киноагитки «Как будет голосовать избиратель» (1937), посвященной выборам депутатов Верховного совета СССР. Киноленты этого периода: «Шахтеры» (1937), «Человек с ружьем» (1938), «Яков Свердлов» (1940, Сталинская премия за 1941 год), характеризуют нивелирование художественного уровня и отказ от какого-либо авторского начала. В фильме «Человек с ружьем» Юткевич впервые обратился к ленинской теме, которая стала сквозной в его творчестве. В этом фильме далеко неординарные роли сыграли Максим Штраух (Ленин) и Борис Тенин (солдат Иван Шадрин).

В 1938-1944 Юткевич был художественным руководителем студии «Союздетфильм», но помимо административной и режиссерской деятельности занимался и преподаванием, и научно-искусствоведческой работой, подчас существуя в нескольких ипостасях. К примеру, в 1939-1946 годах он, помимо многого прочего, занимал должность главного режиссера ансамбля песни и пляски НКВД. Преподавать Юткевич начал еще в 1929, в 1939 стал профессором; работал в Институте искусствознания, писал теоретические труды.

В годы Великой Отечественной войны режиссер смог ненадолго вернуться к эксцентрике и сатире в «Боевом киносборнике № 7» (1941) и фильме «Новые похождениях Швейка» (1943). С 1944 Юткевич стал вести режиссерскую мастерскую во ВГИКе. Тогда же он посетил Францию и снял документальный фильм «Освобожденная Франция» (1944).

Самым тяжелым периодом в жизни режиссера стали послевоенные годы. В 1947 он экранизировал пьесу Н. Ф. Погодина «Кремлевские куранты». Кинолента готовилась в прокат под названием «Свет над Россией», образ Ленина в ней показался партийному начальству недостаточно масштабным и величавым. Картина была отправлена на полку, и в политической кампании против космополититов в искусстве Юткевич, с его «эксцентрическим» прошлым оказался удобной мишенью. В 1949 его изгнали из ВГИКа и ВНИИ искусствознания.

Возвращение в искусство (1952-1958)

В кино Юткевич вернулся в 1952, сняв далекую от политики биографическую ленту «Пржевальский». Следующий фильм режиссера — советско-албанская постановка «Великий воин Албании Скандербег» (1954, премия Каннского кинофестиваля) — вышел в свет уже после смерти Сталина.

С середины 1950-х годов Юткевич вновь живет активной и разнообразной творческой жизнью. В 1954 он вернулся во ВГИК и преподавал там режиссерское мастерство до конца 1960-х годов. Юткевич вновь приходит в театр, в эти и последующие годы он как художник и режиссер поставил около тридцати спектаклей на московских и ленинградских сценах. Наиболее заметные театральные работы Юткевича: «Баня» (1953, совместно с Н. В. Петровым и В. Н. Плучеком), «Клоп» (1955, совместно с Плучеком), «Карьера Артуро Уи» (1965, совместно с М. А. Захаровым). В 1960-1965 он был главным режиссером Студенческого театра МГУ.

Опять получив возможность выезжать за границу, Юткевич часто бывает во Франции, с культурным бомондом которой у него установились тесные связи. Он трижды представительствует в жюри Каннского фестиваля: в 1955, 1958 (был награжден «Золотой пальмовой ветвью» фильм «Летят журавли») и 1961. Довольно пышная экранизация Юткевичем шекспировского «Отелло» (1956) также была отмечена премией Каннского кинофестиваля.

В 1958 Юткевич вновь обратился ленинской теме, доставившей ему в прошлом немало неприятностей. В фильме «Рассказы о Ленине», состоящем из двух новелл, он творит легенду «о самом человечном человеке». В то же время одна из новелл картины «Последняя осень» свидетельствует о раскрепощении эстетики Юткевича, режиссер пытается кинематографическими средствами передать единство героя и природы.

Патриарх-экспериментатор (1962-1982)

Вкус Юткевича к эксперименту, к смешению различных жанров проявился в анимационной версии пьесы В. В. Маяковского «Баня» (1962, сценарий и постановка Юткевича и А. Г. Карановича), где методом киноколлажа органично соединялась игра актеров с документальными кадрами, кукольной и рисованной мультипликацией. Маяковской стал еще одной сквозной темой в творчестве Юткевича. В 1976 он вновь поставил в эстетике киноколлажа фильм «Маяковский смеется» (1976, по мотивам пьесы «Клоп» и сценария «Позабудь про камин» В. В. Маяковского; постановка Юткевича и Карановича). А в 1968 Юткевич восстановил старую «немую» ленту «Барышня и хулиган» (1918), в которой некогда снимался сам Маяковский.

Любопытным и важным было участие Юткевича в создании в 1967 (совместно с Н. И. Клейманом) фотофильма «Бежин луг» С. М. Эйзенштейна на основе сохранившихся кадров-срезок уничтоженной в 1930-х годах киноленты.

В 1965 очередной фильм на ленинскую тему «Ленин в Польше» стал несомненной творческой удачей Юткевича. Режиссеру все-таки удалось доказать, что в искусстве эксперимента неординарному подходу открыты любые темы. Визуальный ряд картины представляет собой обычный историко-биографический фильм, но в озвучивании Юткевич новаторски применил метод «внутреннего монолога». В картине слышен только один голос — голос самого Ленина в исполнении М. М. Штрауха, который рассказывает и комментирует происходящее на экране, размышляет о мировых событиях, о том как они отзовутся в будущем. В целом фильм своеобразно воплощает на экране психологическую теорию «опережающего отражения», то есть механизма предвидения и оценки результатов действия. Кроме премии Каннского кинофестиваля, этот фильм был также удостоен Государственной премии за 1967 год.

Успех сопутствовал Юткевичу и при постановке советско-французского фильма «Сюжет для небольшого рассказа» (1970), биографического по содержанию, в котором он рассказывает об отношениях Антона Павловича Чехова с певицей Ликой Мизиновой (в исполнении Николая Гринько и Марины Влади) и об истории создания пьесы «Чайка». Этот фильм ломал многие жанровые и кинематографические каноны, смело сочетая игру актеров с рисованными, нарочито театральными декорациями.

Последняя значительная работа Юткевича в кино — «Ленин в Париже» (1981),— несмотря на Государственную премию СССР за 1983 год и интересный замысел, получилась маловразумительной в художественном смысле. До последних, уже преклонных лет Юткевич старался жить активной творческой жизнью. В 1982 он поставил в Московском музыкальном камерном театре пьесы Александра Блока «Балаганчик» и «Незнакомка». Он продолжал преподавать во ВГИКе, был автором ряда теоретических книг, главным редактором двух изданий «Кинословаря» (1966-1970, 1986).