Юткевич Сергей Иосифович (15 (28) декабря 1904, Санкт-Петербург — 23 апреля 1985, Москва), советский режиссер театра и кино, художник-постановщик, доктор искусствоведения. Народный артист СССР (1962), Герой Социалистического Труда (1974), лауреат премии Венецианского кинофестиваля 1982 года за вклад в развитие киноискусства.
Боец революционного искусства (1917-1932)
Творческая жизнь Сергея Юткевича началась в 1917. В годы Гражданской войны он работал актером, художником, ассистентом режиссера в театрах Киева и Севастополя. В 1921-1923 годах учился на театрально-художественном факультете ВХУТЕМАСа и в Государственных Высших режиссерских мастерских под руководством В. Э. Мейерхольда. Будучи студентом, вместе с С. М. Эйзенштейном оформил ряд театральных спектаклей, работал режиссером и художником агитационных театральных групп «Синяя блуза».
В 1922 Юткевич вместе с Г. М. Козинцевым, Л. З. Траубергом и Г. К. Крыжицким выпустил манифест «Эксцентризм», ставший теоретической платформой Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС). Молодые теоретики пытались сконструировать новое революционное искусство путем смешения разных жанров: театра, эстрады, цирка, агитационных представлений.
С 1924 Юткевич пытается воплотить эти теоретические посылки в кино. Его первой кинокартиной стала эксцентрическая комедия из жизни московских беспризорников «Даешь радио!» (сценарий и постановка Юткевича и С. Грюнберг). С 1926 он становится руководителем собственного Экспериментального киноколлектива (ЭККЮ), одновременно работая художником как в театре, так и в кино (кинофильмы «Предатель», 1926; «Третья Мещанская», 1928, оба совместно с В. А. Рахальсом).
В 1928 Юткевич возглавил Первую киномастерскую на «Ленфильме» и руководил ею в течение десяти лет. В ранних режиссерских работах Юткевича («Кружева», 1928; «Черный парус», 1929; «Златые горы», 1931) выполнение социального заказа еще сочетается с экспериментами в области жанра, стиля и формы, а также с поисками нового кинематографического языка. Но уже в «Златых горах» и в полной мере в фильме «Встречный» (1932, постановка совместно с и Ф. М. Эрмлером) режиссер жертвует выразительной формой в угоду идеологическому содержанию.
Режиссер-монументалист (1934-1949)
В 1934 Юткевич пробует свои силы в документальном кинематографе: в ленте «Анкара — сердце Турции» он пытается организовать документальный материал своеобразным сюжетом. Но к концу 1930-х годов с экспериментами было покончено. Юткевич, как один из видных советских режиссеров, обязан был создавать картины по вкусу главного заказчика — Сталина. И он делает такие фильмы — вплоть до короткометражной киноагитки «Как будет голосовать избиратель» (1937), посвященной выборам депутатов Верховного совета СССР. Киноленты этого периода: «Шахтеры» (1937), «Человек с ружьем» (1938), «Яков Свердлов» (1940, Сталинская премия за 1941 год), характеризуют нивелирование художественного уровня и отказ от какого-либо авторского начала. В фильме «Человек с ружьем» Юткевич впервые обратился к ленинской теме, которая стала сквозной в его творчестве. В этом фильме далеко неординарные роли сыграли Максим Штраух (Ленин) и Борис Тенин (солдат Иван Шадрин).
В 1938-1944 Юткевич был художественным руководителем студии «Союздетфильм», но помимо административной и режиссерской деятельности занимался и преподаванием, и научно-искусствоведческой работой, подчас существуя в нескольких ипостасях. К примеру, в 1939-1946 годах он, помимо многого прочего, занимал должность главного режиссера ансамбля песни и пляски НКВД. Преподавать Юткевич начал еще в 1929, в 1939 стал профессором; работал в Институте искусствознания, писал теоретические труды.
В годы Великой Отечественной войны режиссер смог ненадолго вернуться к эксцентрике и сатире в «Боевом киносборнике № 7» (1941) и фильме «Новые похождениях Швейка» (1943). С 1944 Юткевич стал вести режиссерскую мастерскую во ВГИКе. Тогда же он посетил Францию и снял документальный фильм «Освобожденная Франция» (1944).
Самым тяжелым периодом в жизни режиссера стали послевоенные годы. В 1947 он экранизировал пьесу Н. Ф. Погодина «Кремлевские куранты». Кинолента готовилась в прокат под названием «Свет над Россией», образ Ленина в ней показался партийному начальству недостаточно масштабным и величавым. Картина была отправлена на полку, и в политической кампании против космополититов в искусстве Юткевич, с его «эксцентрическим» прошлым оказался удобной мишенью. В 1949 его изгнали из ВГИКа и ВНИИ искусствознания.
Возвращение в искусство (1952-1958)
В кино Юткевич вернулся в 1952, сняв далекую от политики биографическую ленту «Пржевальский». Следующий фильм режиссера — советско-албанская постановка «Великий воин Албании Скандербег» (1954, премия Каннского кинофестиваля) — вышел в свет уже после смерти Сталина.
С середины 1950-х годов Юткевич вновь живет активной и разнообразной творческой жизнью. В 1954 он вернулся во ВГИК и преподавал там режиссерское мастерство до конца 1960-х годов. Юткевич вновь приходит в театр, в эти и последующие годы он как художник и режиссер поставил около тридцати спектаклей на московских и ленинградских сценах. Наиболее заметные театральные работы Юткевича: «Баня» (1953, совместно с Н. В. Петровым и В. Н. Плучеком), «Клоп» (1955, совместно с Плучеком), «Карьера Артуро Уи» (1965, совместно с М. А. Захаровым). В 1960-1965 он был главным режиссером Студенческого театра МГУ.
Опять получив возможность выезжать за границу, Юткевич часто бывает во Франции, с культурным бомондом которой у него установились тесные связи. Он трижды представительствует в жюри Каннского фестиваля: в 1955, 1958 (был награжден «Золотой пальмовой ветвью» фильм «Летят журавли») и 1961. Довольно пышная экранизация Юткевичем шекспировского «Отелло» (1956) также была отмечена премией Каннского кинофестиваля.
В 1958 Юткевич вновь обратился ленинской теме, доставившей ему в прошлом немало неприятностей. В фильме «Рассказы о Ленине», состоящем из двух новелл, он творит легенду «о самом человечном человеке». В то же время одна из новелл картины «Последняя осень» свидетельствует о раскрепощении эстетики Юткевича, режиссер пытается кинематографическими средствами передать единство героя и природы.
Патриарх-экспериментатор (1962-1982)
Вкус Юткевича к эксперименту, к смешению различных жанров проявился в анимационной версии пьесы В. В. Маяковского «Баня» (1962, сценарий и постановка Юткевича и А. Г. Карановича), где методом киноколлажа органично соединялась игра актеров с документальными кадрами, кукольной и рисованной мультипликацией. Маяковской стал еще одной сквозной темой в творчестве Юткевича. В 1976 он вновь поставил в эстетике киноколлажа фильм «Маяковский смеется» (1976, по мотивам пьесы «Клоп» и сценария «Позабудь про камин» В. В. Маяковского; постановка Юткевича и Карановича). А в 1968 Юткевич восстановил старую «немую» ленту «Барышня и хулиган» (1918), в которой некогда снимался сам Маяковский.
Любопытным и важным было участие Юткевича в создании в 1967 (совместно с Н. И. Клейманом) фотофильма «Бежин луг» С. М. Эйзенштейна на основе сохранившихся кадров-срезок уничтоженной в 1930-х годах киноленты.
В 1965 очередной фильм на ленинскую тему «Ленин в Польше» стал несомненной творческой удачей Юткевича. Режиссеру все-таки удалось доказать, что в искусстве эксперимента неординарному подходу открыты любые темы. Визуальный ряд картины представляет собой обычный историко-биографический фильм, но в озвучивании Юткевич новаторски применил метод «внутреннего монолога». В картине слышен только один голос — голос самого Ленина в исполнении М. М. Штрауха, который рассказывает и комментирует происходящее на экране, размышляет о мировых событиях, о том как они отзовутся в будущем. В целом фильм своеобразно воплощает на экране психологическую теорию «опережающего отражения», то есть механизма предвидения и оценки результатов действия. Кроме премии Каннского кинофестиваля, этот фильм был также удостоен Государственной премии за 1967 год.
Успех сопутствовал Юткевичу и при постановке советско-французского фильма «Сюжет для небольшого рассказа» (1970), биографического по содержанию, в котором он рассказывает об отношениях Антона Павловича Чехова с певицей Ликой Мизиновой (в исполнении Николая Гринько и Марины Влади) и об истории создания пьесы «Чайка». Этот фильм ломал многие жанровые и кинематографические каноны, смело сочетая игру актеров с рисованными, нарочито театральными декорациями.
Последняя значительная работа Юткевича в кино — «Ленин в Париже» (1981),— несмотря на Государственную премию СССР за 1983 год и интересный замысел, получилась маловразумительной в художественном смысле. До последних, уже преклонных лет Юткевич старался жить активной творческой жизнью. В 1982 он поставил в Московском музыкальном камерном театре пьесы Александра Блока «Балаганчик» и «Незнакомка». Он продолжал преподавать во ВГИКе, был автором ряда теоретических книг, главным редактором двух изданий «Кинословаря» (1966-1970, 1986).