Выходец из солдатских низов, неграмотный, но не лишенный воинских дарований, Юстин сделался императором «сверх всякого чаяния» благодаря дворцовой интриге. Тем не менее, отзывы современников о его правлении остались весьма благожелательные: «Царь благочестивый, строгий и многоопытный муж, начавший служить с простого воина и возвысившийся до сенатора... был во всем любезен, как пламенный любитель православный веры и муж, опытный в деле военном».
В правление Юстина I закончились многолетние разногласия между восточной и западной церквами («акакианская» схизма), начавшиеся со времени принятия Энотикона при императоре Зеноне. Это отдалило от Константинополя монофизитские провинции Востока, но сблизило его с Римом и Италией, что имело важные последствия в эпоху великих завоевательных походов следующего царствования. Встреча папских послов на Пасху 519 была отмечена всеобщим ликованием; «никто не запомнит... такого количества причастившихся, как было в тот день», сообщил византийский хронист. В 525 Константинополь посетил сам римский папа Иоанн I. Император встречал его за 10 миль от города и поклонился до земли. Папа отслужил литургию в Софийском соборе на латыни и пребывал в общении со всеми епископами константинопольской церкви.
Главенствующее положение при дворе занял племянник императора Юстиниан, в 521 пожалованный званием консула. За несколько месяцев до своей кончины Юстин сделал своего племянника соправителем и наследником трона.