Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск



хостинг от .masterhost

Рейтинг@Mail.ru


Юнсон Эйвинд - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


Юнсон (Йонсон) (Johnson) Эйвинд (29 июля 1900, ок. г. Боден — 25 августа 1976, Стокгольм), шведский писатель.

Годы бездомной юности

У будущего писателя, члена Шведской академии и лауреата Нобелевской премии по литературе за 1974 (была присуждена совместно с Харри Мартинсоном), было нелегкое детство. Эйвинд Юнсон родился на крайнем севере Швеции в семье каменщика. Из-за нужды был отдан на воспитание родственникам, но уже в 13 лет ушел от них и начал самостоятельную жизнь. К 19 годам Юнсон успел поработать землекопом, батраком, электромонтером, штукатуром, сплавщиком леса, продавцом и киномехаником. В автобиографическом образе, созданном им позднее в четырех повестях, получивших общее название «Роман об Улофе» (1934-1937), представлен типичный герой эпохи — представитель поколения, трудами которого Швеция превратилась в страну социального согласия и достатка. Одновременно тетралогия воспринимается как история разрыва героя с изначальной средой: ощущая солидарность с простым людом (и отнюдь его не идеализируя), он сознает, что его место не среди них, а в волшебном мире литературы — античной и классической, захватившей его еще в детстве.

Период исканий

В конце «Романа об Улофе», ставшего классикой шведского пролетарского романа, герой становится убежденным социалистом и организатором забастовки — таким был и Юнсон, но между молодым радикалом, сотрудником крайне левого журнала «Бранд», и профессиональным писателем, автором романа о юности и становлении современного интеллектуала, пролегло десятилетие исканий и работы (не только литературной: был и мойщиком посуды в ресторане) в Берлине и в Париже, где Юнсон знакомится с творчеством М. Пруста и А. Жида, Т. Манна и Дж. Джойса, с теориями З. Фрейда и А. Бретона. Влияние европейского модернизма сказалось примерно на десятке написанных в это время книг очень разного стиля и достоинства: самые примечательные из них — романы «Комментарий к звездопаду» (1929), в нем впервые в шведской литературе широко используется внутренний монолог, и «Бобинак» (1932), одноименный герой которого символизирует первобытно-природное начало, стоящее «по ту сторону добра и зла». «Роман об Улофе» обозначил конец периода ученичества, но поиск новых литературных форм (зачастую в ущерб доступности некоторых произведений) на этом не прекратился.

Политическое лицо

Постепенно происходит и политическая переориентация писателя: если ранее главным объектом его антипатий была буржуазность, то в конце 1930-х гг. он выступает против национал-социализма: в романах «Ночные маневры» (1938) и «Возвращение солдата» (1940) нацизм трактуется им как агрессивная компенсация общественной и личной ущербности. Врагом тоталитаризма Юнсон объявляет себя не только в книгах: он работает в журналах датского и норвежского Сопротивления, резко осуждает в статьях СССР за войну с Финляндией, несколько позже, в 1950-е гг., выступает в прессе как принципиальный противник идеологического и любого иного влияния стран Востока на Запад, заявляя о себе как об убежденном европоцентристе. В 1941-1943 писатель публикует широкомасштабную политическую аллегорию «Крилон» (трилогия названа так по имени главного героя) — анализ политических и военных событий начала 1940-х гг., данный в форме описания коммерческой войны, которую ведут между собой несколько стокгольмских фирм (под ними подразумевались Германия, Англия, США, СССР и северные страны). Зашифрованное идейное содержание романов было довольно прозрачно: автор явно давал понять — поражение нацизма неизбежно, альтернативой ему могла бы быть только гибель европейской цивилизации.

Вневременное единство мира

Как политическая аллегория была воспринята поначалу и следующая книга Юнсона — может быть, самое значительное его произведение — «Прибой и берега: Роман о нынешних днях» (1946), современный парафраз гомеровской «Одиссеи». Тема возвращения солдата-победителя на захваченную врагом родину трактовалась современниками как прямое указание на последовавший за Второй мировой войной захват Запада коммунистической идеологией — трактовка возможная, но не единственная. В самом общем виде роман ставит гамлетовский вопрос о трагичности любого действия — тем более связанного с насилием. «Прибой и берега» открывают последний период в творчестве Юнсона. В его наиболее значительных произведениях разрабатываются вневременные проблемы противостояния власти и личности, ненависти и любви, зла и добра в разные исторические периоды в разных странах. Самое важное для Юнсона — показать принципиальное противостояние героев неостановимой колеснице зла — идея, сходная с императивом французского экзистенциализма, но имеющая у него более обнадеживающее звучание: перенимая опыт поколений, человечество имеет возможность совершенствоваться, а это уже немало.