Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск



хостинг от .masterhost

Рейтинг@Mail.ru


Ювенал — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


Ювенал, Децим Юний Ювенал (Decimus Iunius Iuvenalis) (ок. 50 — 127 гг. н. э.), римский поэт, автор шестнадцати сохранившихся гекзаметрических «Сатир», распределенных по пяти книгам.

История жанра

Его имя стало нарицательным обозначением самого сатирического жанра, предполагающего гневное обличение и высмеивание современных автору нравов и т. п. Однако, следует заметить, что исходное значение соответствующего латинского термина satura, а значит, и соответствующего жанра римской литературы (причем жанра типично римского, недаром Квинтилиан гордо писал, что «сатура целиком наша»; «Воспитание оратора», X 1,93), было несколько иным. Первоначально этим словом (производным от satur «полный») назывались представления, состоявшие из отдельных, не соединенных друг с другом, песен и сценок, в известной мере продолжавших традицию фольклорных «ругательных» стихов. Впоследствии под влиянием различных заимствованных жанров (прежде всего, греческой новоаттической комедии и философского диалога-мениппеи) сатура все больше «литературизировалась»; основным показателем жанра являлось смешение различных стихотворных размеров, а также прозы и стиха на уровне формы, и подобная же тематическая «пестрота» содержания. В жанре сатуры писали Энний, Луцилий, Варрон, Гораций, причем Луцилий и Гораций, например, называли свои произведения и просто «беседы» (sermones). Подчеркнуто «сатирическое» содержание «сатуры» принято связывать с Луцилием, который и считался в Риме подлинным «изобретателем» жанра; он же придал ему гекзаметрическую форму. Из непосредственных предшественников Ювенала необходимо упомянуть Персия (34-62 гг. н. э.), правда, его «Сатиры» были в гораздо большей степени проникнуты философским (прежде всего, стоическим) духом и избегали прямой соотнесенности с реальностью, пользуясь в качестве объекта нападок в большинстве случаев вымышленными традиционными именами, заимствованными у Луцилия и Горация.

Основные темы

Некоторые отзвуки распространенной стоической этики можно уловить и в стихах Ювенала (например, 10-я сатира), но он в гораздо большей степени стремится подчеркнуть реальность рисуемых им картин. Именно поэтому исследователи склонны верить и содержащимся в произведениях Ювенала деталям его собственной биографии — сетованиям на невероятную бедность, зависимость от богатого патрона и т. п. В свою очередь, античные комментаторы рассказывали о том, что Ювенал был изгнан за нападки на одного из фаворитов императора Домициана и возвратился в Рим лишь в 96 г. н. э. Действительно, обличение нравов, царивших в Риме времен Домициана, составляет одну из важнейших тем ювеналовых «Сатир» (см., например, 4). Не случайно, что произведения Ювенала были опубликованы лишь при Траяне и Адриане — возможно, кстати, что описание литературно образованного властителя в 7-ой сатире подразумевает именно Адриана, создавая своего рода положительный «полюс» в противовес образу негодного императора Домициана.

Характерно, что Ювенал подчеркнуто адресует свои сатиры прошлому, прямо говоря о том, что он ради собственной безопасности будет обрушиваться только на уже умерших (1-я сатира). Тем самым он сознательно утверждает реальность и истинность изображаемого им, окончательно порывая с фольклорными корнями «ругательных» стихов, допускавших и поощрявших обращение к ныне живущим. В то же время темы его стихотворений остаются вполне традиционными: он рисует падение нравов, сравнивая излишества, разврат и нечестие современного ему Рима со скромностью и благородством предков (10-11); рассуждает о подлинной и мнимой дружбе (12). В этой связи он отдает дань и философским размышлениям о влиянии родительских грехов на детей (14) или о предпочтительности добродетели по сравнению с богатством и высоким происхождением (8). Но в то же время поводом к написанию того или иного стихотворения зачастую служит конкретное событие или обстоятельство личной жизни. Правда, когда таковым, например, становится спасение некоего друга при кораблекрушении (12), остается гадать о реальности происшедшего, поскольку эта тема была весьма популярной в предшествующей литературной традиции. Такое своеобразное сочетание сиюминутности предмета и литературности его обработки сближает Ювенала не только с его предшественниками в жанре «сатуры», но и, скажем, с литературной эпиграммой Марциала (40-104 г.), у которого мы, кстати, встречаем и прямые упоминания о Ювенале и его стихах (см. Марциал 12.18). В свою очередь, описание распущенных римских пиров (например, в 5-ой сатире) заставляет вспомнить о схожих картинах, скажем, в романе Петрония «Сатирикон», название которого тоже обнаруживает некую связь с «сатирическим» жанром. Весьма характерно, что сам Ювенал постоянно подчеркивает именно художественность своих инвектив, говоря, например, о том, что происходящее в Риме подтолкнуло его выбрать именно жанр сатиры, или прямо упоминая своих предшественников, например, Горация (7, 62) или Луцилия (1, 165). Ювенал, бесспорно, рисует самого себя нравоучителем и поборником истинной добродетели, но все же он прежде всего литератор, чьи достоинства и художественное мастерство заслуживают признания, а значит, и высокого покровительства, о необходимости которого для писателя он сам говорит в 7-ой сатире. Иными словами, бичующий пороки Ювенал тем не менее стремится стать неким избранным поэтом придворного круга, какими были в эпоху «золотого века» римской литературы Вергилий или Гораций.