Старший сын и наследник короля Эдуарда II и его жены Изабеллы Французской, дочери Филиппа IV, Эдуард III стал королем в 14 лет после того, как в январе 1327 его отец, захваченный в плен своей женой Изабеллой и ее любовником Роджером Мортимером, отказался от короны. В течение следующих трех лет, пользуясь малолетством нового короля, Изабелла и Мортимер сами правили в Англии. В 1328 шестнадцатилетний король женился на своей кузине Филиппе, дочери графа Голландии и Геннегау (тесные экономические связи Англии с этим регионом делали этот союз весьма перспективным), которая родила своему мужу 12 детей (лишь трое из них умерли в младенчестве). Через год после свадьбы Эдуард решил взять власть в свои руки: королева-мать была отправлена доживать свой век в замок Райзинг, а ее возлюбленный Мортимер — повешен.
Внешняя политика и начало Столетней войны
Став, наконец, настоящим королем Англии, Эдуард начал войну с Шотландией. Объявив недействительным «позорный мир», заключенный с Шотландией от его имени в 1328 королевой Изабеллой и «предателем» Мортимером, король ввел свои войска на территорию северного соседа. Действия Эдуарда были продиктованы не только тем, что большинство английских лордов было недовольно условиями мира, лишившего их обширных владений в Шотландии. В первую очередь тем, что, покорив своих северных соседей, король надеялся лишить Францию ее верного союзника (начиная с 12 в. Франция и Шотландия постоянно заключали военные союзы против Англии) и обезопасить себя от перспективы войны на два фронта. В 1333 английские войска поддержали одного из претендентов на шотландский трон, Эдуарда Бэллиола. Став королем Шотландии, Бэллиол в 1334 передал Англии весь Лотиан (самую богатую область Шотландии), а за остальное королевство принес клятву верности. И хотя этот успех Эдуарда был временным (лишь в 1707 Шотландия была окончательно присоединена к Англии), он был весьма важен для дальнейшей истории этих двух королевств: Эдуард III и его потомки, рассматривая шотландцев как мятежных подданных, получили прекрасный предлог для вторжений на их земли.
В 1328 собрание французских пэров отклонило кандидатуру ближайшего родственника покойного Карла IV, Эдуарда III, на французский престол. В июне следующего года молодой английский король прибыл в Амьен, чтобы принести за свои континентальные владения оммаж Филиппу Валуа как королю Франции. И хотя незадолго до этого королева Изабелла гордо ответила французским послам, что «сын короля никогда не принесет оммаж сыну графа», сам Эдуард (который лишь формально был правителем Англии) еще не был готов ввязаться в такой серьезный конфликт как война за французскую корону. В 1337 ситуация изменилась. После казни Мортимера и победы над Шотландией двадцатипятилетний Эдуард был готов бросить вызов своему французскому кузену и начать войну, получившую в историографии название Столетней.
Готовясь к войне во Франции, Эдуард решил произвести реформу армии. Не полагаясь на феодальное ополчение, король объявил о вербовке воинов различных рангов (от лучников до рыцарей, которые при этом могли быть весьма высокородными вельможами) по контракту, в котором предусматривалось достаточно высокое по тем временам денежное вознаграждение. Таким образом в Англии была быстро создана профессиональная армия, позволившая Эдуарду вести активную внешнюю политику: король посылал свои войска не только в Шотландию и Францию, но также во Фландрию и на Пиренейский полуостров. Талантливый стратег и блестящий тактик, Эдуард наносил противникам сокрушительные удары. Не уступали королю и сыновья: Черный Принц (герцог Аквитании) и Джон Гонт (герцог Ланкастерский). Морское сражение при Слейсе (1340) избавило Англию от угрозы французского вторжения и предоставило ее кораблям контроль над Ла Маншем. Поворотное значение для этого этапа войны имела победа англичан на суше в 1346 в битве при Креси в Пикардии. В этом сражении Эдуард III заставил рыцарей сражаться спешенными, что улучшило их взаимодействие с лучниками. Этот тактический прием впоследствии очень часто использовался англичанами. В 1347, после года осады, англичанам удалось добиться капитуляции Кале, ставшего их опорным пунктом. В этом же году в битве при Невиллс-Кроссе было разбито войско главных союзников французов — шотландцев, король которых Дэвид II был пленен и заключен в Тауэр на 11 лет. В 1356 Черный Принц выиграл сражение при Пуатье, в котором, по описанию хронистов, «погиб весь цвет французского рыцарства» и был пленен король Иоанн II. В мае 1360 в деревушке Бретиньи близ Шартра был подписан мир, подведший итог первому этапу войны (1337-60). Эдуард получал в суверенное владение Гасконь и ряд новых владений на севере с центром в Кале. За освобождение французского короля был назначен выкуп — 3 млн. золотых крон.
В 1360-е годы основной театр военных действий был перенесен на Пиренейский полуостров, где Эдуард III поддерживал короля Леона и Кастилии Педро I против его сводного брата Энрике Трастамарского, захватившего при помощи французских войск престол. Одержав победу при Найере (1367), англичане ненадолго восстановили Педро на престоле. Однако в 1369 Педро I был убит своим братом.
Внутренняя политика
После взятия Кале в 1347 король Эдуард, сосредоточившись на внутренних делах Англии, почти перестал самостоятельно возглавлять армию (передав функции главнокомандующего своему старшему сыну, Черному Принцу). В 1348 на Англию обрушилась эпидемия чумы, вошедшая в историю как «черная смерть». Страшное бедствие, вспышки которого повторились в 1361 и 1369, унесло более трети населения, особенно пострадали беднейшие слои. Нехватка рабочих рук привела к резкому росту цен и заработной платы. В городах и деревнях царило запустение: рабочие предпочитали нищенствовать, чем наниматься за низкую плату. Все это грозило упадком экономики, что было неприемлемо в условиях ведения войны. В сложившейся ситуации Эдуард был вынужден пойти на издание ряда жестоких указов: неимущему человеку любого пола от 12 до 60 лет за отказ от найма на работу за плату, существовавшую до чумы, или за уход от нанимателя до истечения срока грозила тюрьма.
Финансовые затруднения, вызванные постоянными войнами, заставляли короля регулярно обращаться к парламенту за субсидиями (за 50 лет правления Эдуарда парламент созывался около 70 раз), идя на разные уступки. В 1354 пэры получили право на суд пэров, а палата общин добилась назначения контролеров для проверки отчетов в расходовании субсидий. Король должен был советоваться с лордами при выборе министра, после чего последний присягал в парламенте.
Религиозная политика
Весьма любопытны взаимоотношения Эдуарда с папской курией. Находящиеся в авиньонском плену папы явно поддерживали французских королей. Эдуард не мог спокойно мириться с тем, что десятина, анаты и другие поборы (со времен Иоанна Безземельного английские короли должны были ежегодно вносить в курию 1000 марок серебром) шли на финансирование кампаний его врагов. На протяжении всего своего правления король пытался максимально сократить поборы с англичан в пользу папы, а также освободить английскую церковь от засилья иностранных священников, предвосхитив таким образом политику Генриха VIII.
Культ рыцарства
Многочисленные войны способствовали возрождению при дворе Эдуарда культа рыцарства. Современники постоянно сравнивали Эдуарда с легендарным королем Артуром. Это сравнение весьма льстило королю. Стараясь во всем походить на мифического правителя Британии, Эдуард III в 1344 во время рыцарского турнира поклялся возродить орден рыцарей «Круглого стола» и в том же году начал строительство капеллы Св. Георгия в Вестминстере, в которой планировалось разместить будущий орден. Таким образом в 1348 был основан один из старейших орденов в Европе — орден Подвязки. В него вошли 25 лучших рыцарей Англии, включая самого короля Эдуарда и Черного Принца. Двадцать шестым членом был объявлен покровитель ордена и всей Англии — Св. Георгий. Название ордена объясняется куртуазной легендой о любви Эдуарда к графине Солсбери.
Двор Эдуарда III был, возможно, самым блистательным и богатым из королевских дворов Европы того времени. Во многом это было благодаря королеве Филиппе. Умная и прекрасно образованная королева активно покровительствовала поэтам и музыкантам: ее личным секретарем был знаменитый поэт и хронист Жан Фруассар.
Слава о могущественном короле Эдуарде разнеслась далеко за пределы Англии. Даже его враги, французы, признавали за ним не только полководческие таланты и рыцарские доблести, но мудрость и справедливость. А в 1348 германские князья избрали Эдуарда III императором Священной Римской империи. Однако король отказался от этого титула, заявив, что считает своим долгом перед Богом воевать лишь за то, что ему причитается по праву.
Последнее десятилетие правления Эдуарда III было годами упадка. В 1369 умерла любимая в народе и в среде придворных королева Филиппа, к мнению которой по разным вопросам прислушивался король. После ее смерти большое влияние на короля приобрела его фаворитка Алиса Перрерс. Алиса, симпатизировавшая четвертому сыну Эдуарда, Джону Гонту, который был главным советником отца в Англии, и недолюбливавшая Черного Принца, посеяла распри в королевской семье. С ростом влияния Алисы на короля росло возмущение придворных. В 1376 после обвинения в мошенничестве и получении взяток парламент настоял на ее удалении от двора. В 1377 умирающий Эдуард снова призвал фаворитку к себе. Эдуард III умер в замке Шин, пережив своего старшего сына. Он похоронен в Вестминстерском аббатстве рядом с королевой Филиппой.