Уроженец Кардии, Эвмен, происходил, по одним сведениям, из бедной семьи возчика, по другим — из знатной семьи, связанной узами гостеприимства с самим македонским царем Филиппом. Так или иначе, он был главным писцом сначала у Филиппа, а затем у его сына Александра. Впоследствии во время индийского похода Александра Эвмен стал полководцем и начальником конницы. Македоняне презирали его за якобы низкое происхождение и должность писца.
Эвмен отличался смелостью и ловкостью, был дипломатичным царедворцем, и никто из греков не возвысился при Александре так, как Эвмен, которого македонский царь удостоил чести брака с сестрой одной из своих знатных наложниц, от которой у него был сын.
После смерти Александра в 323 г. были преодолены с участием Эвмена разногласия между конницей. хотевшей провозгласить наследником еще не родившегося сына Александра, и пехотой, ратовавшей за незаконнорожденного брата Александра Арридея. Согласие, однако, установилось ненадолго, т.к. многие из окружения Александра претендовали на верховенство или хотели независимо править в областях, где были наместниками. При разделе территорий Эвмену достались еще не завоеванные македонцами Каппадокия и Пафлагония в Малой Азии. По решению Пердикки, который хранил верность царской фамилии и был выбран регентом, завоевать эти области должен был помочь Антигон. Тот, однако, бежал к наместнику Македонии Антипатру. Каппадокия была завоевана Пердиккой, назначившим затем Эвмена ее сатрапом. В ситуации морального разложения в македонском войске Эвмен показал себя настоящим вождем, поднявшим боеспособность войска постоянными упражнениями и увеличением его численности за счет местных жителей. Антипатр и Кратер, любимец всех македонских воинов, поддержанные Птолемеем, наместником Египта, замыслив отнять власть у Пердикки, предложили Эвмену присоединиться к ним, но тот сохранил верность Пердикке и царской семье. Пердикка оставил Эвмена защищать Малую Азию от войск Кратера, сам же двинулся походом против Птолемея, во время которого был убит взбунтовавшимися командирами.
В 321 г. до н. э., в битве против Кратера, своего друга, Эвмен одержал победу в личной схватке против давнего врага — Неоптолема, сатрапа Армении. В этом сражении погиб и Кратер. О его смерти Эвмен очень сокрушался и устроил ему пышные похороны.
По смерти Пердикки главенство перешло к Антипатру, который назначил Антигона стратегом Азии и которому Эвмен должен был подчиниться. Тот, однако, принял сторону Олимпиады, матери Александра. Антигон, имея превосходство в силах, преследовал войска Эвмена и запер его в городке Норы. Осада тянулась долго. После того, как Антигон узнал о смерти Антипатра (319 г. до н. э.), он решил стать верховным правителем всей Азии и предложил Эвмену присоединиться к нему. После того, как Эвмен принес ему присягу, вставив в ее текст имя Олимпиады, Антигон снял осаду.
Олимпиада просила Эвмена взять на воспитание и под свою защиту малолетнего сына Александра, жизнь которого находилась в опасности. Царица дала ему титул стратега Азии и приказала верным офицерам подчиниться Эвмену. Большинство македонцев, однако, развращенные бездельем и восточной роскошью, заискивали перед воинами, а Эвмена замышляли убить и поэтому отказались встать под его начало. С ними ему удавалось справляться только благодаря уму и хитрости — у тех, кто сильнее всего его ненавидел, Эвмен занял большие суммы денег, поэтому они, боясь за свои деньги, не только не помышляли убить его, но и предупреждали о настроениях в войсках.
После нескольких незначительных стычек между войсками Антигона и Эвмена произошло крупное сражение, перед началом которого начальники старой македонской гвардии (аргираспидов) решили убить ненавистного им Эвмена. Будучи предупрежденным об их заговоре, он все-таки решил дать сражение, в котором одержал блестящую победу. В ходе него был захвачен обоз аргираспидов. Антигон предложил их начальникам вернуть его, если они приведут к нему Эвмена. Эвмена предательски захватили и отвели к Антигону. Македонское войско, клявшееся ему в верности, бездействовало.
После долгих колебаний и советов с приближенными Антигон приказал убить Эвмена. Полководца похоронили с воинскими почестями. После его смерти уже никто из наместников не прикрывался интересами семьи Александра.