ДИСНЕЙ (Disney) Уолт (полное имя Уолтер Элайс Дисней) (5 декабря 1901, Чикаго - 15 декабря 1966, Лос-Анджелес), американский режиссер, художник-мультипликатор, продюсер, организатор производства.
Родился в бедной ирландской семье. Окончил Канзасский художественный институт. Счастливая звезда Уолтера Диснея взошла в конце 1920-х годов. К этому времени у него за плечами уже было участие в Первой мировой войне, работа в рекламной студии в Канзасе, знакомство с талантливым художником Айбом Айверксом, в дальнейшем ставшим для него источником многих новаторских идей. Именно он и жена Диснея - тоже художница-карикатуристка - подсказали Уолту образ Мортимера Мауса - забавного мышонка с большими ушами и нахальной мордашкой. Сам же Дисней был весьма склонен ко всяким техническим новинкам. Ему пришла в голову мысль в фильме из этой серии "Пароходик Вилли" (1928) использовать только начинавший входить в обиход кино звук. Успех оказался ошеломляющим. Фильм создал имя режиссеру и положил начало триумфальному шествию Микки-Мауса (так сократили имя главного персонажа) по экранам всего мира. В 1932 за создание этого персонажа Дисней удостоился "Оскара".
Однако уже во второй половине 1930-х годов ему на смену приходит новый персонаж - утенок Дональд - крикун, насмешник и неудачник, олицетворявший собой уже нового героя в изменившейся исторической обстановке. Фильмы с Дональдом-Даком входили в цикл "Наивные симфонии", которую Дисней начал выпускать еще в 1929. Первым фильмом этой серии был "Танец скелетов", который исполнялся под музыку К. Сен-Санса. В 1932 появились "Три поросенка" (премия "Оскар"), также вошедшие в "Наивные симфонии". В разгар экономической депрессии, когда только что был провозглашен "Новый курс"Рузвельта, режиссер извлек из старой народной сказки отвечавшую запросам времени мораль.
Серии "Микки-Маус" и "Наивные симфонии" - апогей творческой деятельности Диснея. Именно здесь он проявил наибольшую изобретательность, выдумку и остроумие. Короткометражные фильмы, в них входившие, были образцами точного и динамичного построения сюжета, умелого применения графических средств для создания характеров героев, органичного слияния изображения, звука и цвета.
В 1937 выходит первый полнометражный фильм его студии "Белоснежка и семь гномов", ставший вершиной ее коммерческого успеха (премия "Оскар", премия Венецианского кинофестиваля). Эта картина вобрала в себя все достоинства предыдущих короткометражек: богатое воображение, юмор в обрисовке характеров, умелое применение звука и цвета, ритмический монтаж, операторские эффекты. Окрыленный успехом, Дисней финансирует выпуск таких полнометражных лент, как "Пиноккио" (1940), "Дамбо" (1941), "Фантазия" (1940).
Пожалуй, самым теплым и человечным из всех полнометражных фильмов студии Диснея был фильм "Бэмби" (1942), поставленный по сказке австрийского писателя Ф. Зальтена. Поэтический рассказ о детстве и юности олененка, о его познании мира и постепенном приходе к зрелости особенно отчетливо показал умение режиссера и его сотрудников очеловечивать зверюшек, придавать им черты человеческих характеров.
В годы Второй мировой войны студия Диснея активно участвовала в пропагандистской кампании, поставив средствами мультипликации фильм "Победа с помощью воздушных сил" (1943), излагавший историю военной авиации в США. Отношения же главы студии с коллективом все более осложнялись. В 1941 дело дошло даже до забастовки работников, недовольных авторитаризмом босса и натуралистичностью диктуемой им стилистики. А в 1947, во времена маккартизма, Дисней уволил всех "инакомыслящих", среди которых оказались наиболее талантливые мультипликаторы.
Стремясь вернуть прежнюю популярность, он пробует различные приемы: выпускает полнометражные мультипликации с живыми актерами ("Мэри Поппинс", 1965); документальные видовые фильмы о природе ("Остров тюленей", 1948, "Кошка джунглей", 1960); просто игровые приключенческие ленты ("Остров сокровищ", 1950, "20000 лье под водой", 1954). Мультипликации же этого периода лишь повторяли пройденное. Однако завоеванный за три с лишним десятилетия авторитет уже работал на Диснея. Фильмы его студии стали главным "семейным развлечением" не только в США, но и во всем мире.
Родился в бедной ирландской семье. Окончил Канзасский художественный институт. Счастливая звезда Уолтера Диснея взошла в конце 1920-х годов. К этому времени у него за плечами уже было участие в Первой мировой войне, работа в рекламной студии в Канзасе, знакомство с талантливым художником Айбом Айверксом, в дальнейшем ставшим для него источником многих новаторских идей. Именно он и жена Диснея - тоже художница-карикатуристка - подсказали Уолту образ Мортимера Мауса - забавного мышонка с большими ушами и нахальной мордашкой. Сам же Дисней был весьма склонен ко всяким техническим новинкам. Ему пришла в голову мысль в фильме из этой серии "Пароходик Вилли" (1928) использовать только начинавший входить в обиход кино звук. Успех оказался ошеломляющим. Фильм создал имя режиссеру и положил начало триумфальному шествию Микки-Мауса (так сократили имя главного персонажа) по экранам всего мира. В 1932 за создание этого персонажа Дисней удостоился "Оскара".
Однако уже во второй половине 1930-х годов ему на смену приходит новый персонаж - утенок Дональд - крикун, насмешник и неудачник, олицетворявший собой уже нового героя в изменившейся исторической обстановке. Фильмы с Дональдом-Даком входили в цикл "Наивные симфонии", которую Дисней начал выпускать еще в 1929. Первым фильмом этой серии был "Танец скелетов", который исполнялся под музыку К. Сен-Санса. В 1932 появились "Три поросенка" (премия "Оскар"), также вошедшие в "Наивные симфонии". В разгар экономической депрессии, когда только что был провозглашен "Новый курс"Рузвельта, режиссер извлек из старой народной сказки отвечавшую запросам времени мораль.
Серии "Микки-Маус" и "Наивные симфонии" - апогей творческой деятельности Диснея. Именно здесь он проявил наибольшую изобретательность, выдумку и остроумие. Короткометражные фильмы, в них входившие, были образцами точного и динамичного построения сюжета, умелого применения графических средств для создания характеров героев, органичного слияния изображения, звука и цвета.
В 1937 выходит первый полнометражный фильм его студии "Белоснежка и семь гномов", ставший вершиной ее коммерческого успеха (премия "Оскар", премия Венецианского кинофестиваля). Эта картина вобрала в себя все достоинства предыдущих короткометражек: богатое воображение, юмор в обрисовке характеров, умелое применение звука и цвета, ритмический монтаж, операторские эффекты. Окрыленный успехом, Дисней финансирует выпуск таких полнометражных лент, как "Пиноккио" (1940), "Дамбо" (1941), "Фантазия" (1940).
Пожалуй, самым теплым и человечным из всех полнометражных фильмов студии Диснея был фильм "Бэмби" (1942), поставленный по сказке австрийского писателя Ф. Зальтена. Поэтический рассказ о детстве и юности олененка, о его познании мира и постепенном приходе к зрелости особенно отчетливо показал умение режиссера и его сотрудников очеловечивать зверюшек, придавать им черты человеческих характеров.
В годы Второй мировой войны студия Диснея активно участвовала в пропагандистской кампании, поставив средствами мультипликации фильм "Победа с помощью воздушных сил" (1943), излагавший историю военной авиации в США. Отношения же главы студии с коллективом все более осложнялись. В 1941 дело дошло даже до забастовки работников, недовольных авторитаризмом босса и натуралистичностью диктуемой им стилистики. А в 1947, во времена маккартизма, Дисней уволил всех "инакомыслящих", среди которых оказались наиболее талантливые мультипликаторы.
Стремясь вернуть прежнюю популярность, он пробует различные приемы: выпускает полнометражные мультипликации с живыми актерами ("Мэри Поппинс", 1965); документальные видовые фильмы о природе ("Остров тюленей", 1948, "Кошка джунглей", 1960); просто игровые приключенческие ленты ("Остров сокровищ", 1950, "20000 лье под водой", 1954). Мультипликации же этого периода лишь повторяли пройденное. Однако завоеванный за три с лишним десятилетия авторитет уже работал на Диснея. Фильмы его студии стали главным "семейным развлечением" не только в США, но и во всем мире.