ГОЛОВИН Александр Яковлевич [17 февраля (1 марта) 1863, Москва - 17 апреля 1930, Детское село, ныне г. Пушкин под Петербургом], русский живописец и театральный художник, народный артист России (1928).
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова (1881-89), а также в Париже в академии Коларосси (1889), в мастерской Витти (1897). Член объединения "Мир искусства". До 1901 жил в Москве, затем в Петербурге. В 1890-е годы участвовал в деятельности абрамцевского кружка (работал в майолике и дереве).
Оформлял спектакли-антрепризы С. П. Дягилева в Париже ("Жар-птица", балет И. Ф. Стравинского, 1910), а также спектакли в Москве и Петрограде. Испытал влияние К. А. Коровина ("Псковитянка", Римского-Корсакова, 1901, Большой театр, Москва). Стиль Головина, окончательно сложившийся в 1910-е годы, отличается декоративной пышностью. Как театральный художник стремился к целостному решению спектакля, тщательно работал над эскизами как декораций, так и костюмов и бутафории. Тонкостью стилистики и декоративным богатством отмечены оформление спектаклей ("Дон-Жуан" Мольера, 1910, "Маскарад" М. Ю. Лермонтова, 1917, оба в Александринском театре в Петрограде; "Женитьбы Фигаро" Бомарше, 1927, "Отелло" Шекспира, 1930, оба во МХАТе), театрализованные портреты деятелей русской культуры ("Ф. И. Шаляпин в роли Бориса Годунова", темпера, клеевые краски, 1912, Русский музей), декоративные пейзажи и натюрморты.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова (1881-89), а также в Париже в академии Коларосси (1889), в мастерской Витти (1897). Член объединения "Мир искусства". До 1901 жил в Москве, затем в Петербурге. В 1890-е годы участвовал в деятельности абрамцевского кружка (работал в майолике и дереве).
Оформлял спектакли-антрепризы С. П. Дягилева в Париже ("Жар-птица", балет И. Ф. Стравинского, 1910), а также спектакли в Москве и Петрограде. Испытал влияние К. А. Коровина ("Псковитянка", Римского-Корсакова, 1901, Большой театр, Москва). Стиль Головина, окончательно сложившийся в 1910-е годы, отличается декоративной пышностью. Как театральный художник стремился к целостному решению спектакля, тщательно работал над эскизами как декораций, так и костюмов и бутафории. Тонкостью стилистики и декоративным богатством отмечены оформление спектаклей ("Дон-Жуан" Мольера, 1910, "Маскарад" М. Ю. Лермонтова, 1917, оба в Александринском театре в Петрограде; "Женитьбы Фигаро" Бомарше, 1927, "Отелло" Шекспира, 1930, оба во МХАТе), театрализованные портреты деятелей русской культуры ("Ф. И. Шаляпин в роли Бориса Годунова", темпера, клеевые краски, 1912, Русский музей), декоративные пейзажи и натюрморты.