Старший сын Феодосия I Великого и Элии Флакиллы, Аркадий начинает собой череду правителей Восточной Римской, впоследствии известной как Византийской, империи. Вступив на престол в юном возрасте, он всю жизнь находился под влиянием своих опекунов и советников и, подобно своему брату Гонорию, правившему на Западе, почти не принимал участия в государственных делах. Отношения между обоими императорскими дворами быстро стали напряженными из-за спорных территорий в Иллирике, а также вследствие интриг временщиков, заправлявших всеми делами в Равенне и Константинополе. Кроме того, на действия правительства сильнейшее воздействие оказывал фактор присутствия большого количества готов при дворе и в армии. Вскоре после смерти Феодосия I в 395 готские федераты под предводительством Алариха вновь угрожали Константинополю, опустошили Фракию и Грецию. В 400 мятеж столичного гарнизона, возглавленный готом Гайной, едва не привел к занятию Константинополя варварами. Город был спасен самими жителями, расправившимися с мятежниками и изгнавшими их за пределы городских стен. После этого Аларих отвел свои войска на Запад. Римляне видели в этом последствия политики Феодосия I, попустительствовавшего готам. Антиготские настроения римской элиты отразились в известной речи оратора Синесия, произнесенной перед Аркадием ок. 399: «Прежде всего надо устранить иноземцев от всех начальственных должностей и лишить их сенаторских званий, так как то, что в древности у римлян казалось и было почетным, сделалось благодаря им позором». Однако исполнить это удалось только много лет спустя.
Несмотря на суровые меры Феодосия I по введению христианства, империя на пороге 5 века во многом сохраняла языческую веру. Население целых городов упорствовало в приверженности древним обычаям. Правительство Аркадия мирилось с этим, не желая терять исправных налогоплательщиков. «Я знаю, что это языческий город [Газа Палестинская], но он добросовестен в уплате налогов, много внося в казну. Если мы внезапно нагоним на них страх, то они обратятся в бегство, и мы потеряем большие средства...» — эти слова житие св. Порфирия Газского приписывает самому императору.
Епископом столицы при Аркадии стал великий святитель Иоанн Златоуст, чья независимая и бескомпромиссная позиция привела к жестоким столкновениям с двором и последующей ссылке.
В 421 в Константинополе была поставлена колонна Аркадия с его серебряной статуей наверху. Она была снесена в 1719 турками, но обезображенный постамент сохранился до сих пор на одной из площадей Стамбула.