Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Архипов Абрам — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


Архипов Абрам Ефимович (1862-1930), российский живописец, народный художник России (1927). Передвижник. Пленэрные лирические жанрово-пейзажные полотна («По реке Оке», 1890), картины тяжелой трудовой жизни народа («Прачки», 1890-е гг. и 1901), мажорные по цвету фигуры крестьянок («Девушка с кувшином», 1927).




Архипов Абрам Ефимович [15 (27) августа 1862, деревня Егорово, ныне в Рязанской области — 25 сентября 1930, Москва], русский художник. Яркий представитель позднеимпрессионистической живописной традиции с характерным для «Союза русских художников» доминирующим интересом к сельской, «почвенно»-бытовой теме.

По курсу передвижников

Выходец из крестьянской семьи, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-83 и 1886-88) у В. Г. Перова и В. Д. Поленова, а также в петербургской Академии художеств (1884-86). Жил и работал преимущественно в Москве. С 1902 неоднократно совершал поездки на север России, к Белому морю, чутко впитывая впечатления тамошней жизни, сохранившей свой средневековый уклад. Был членом Товарищества передвижников (с 1891) и «Союза русских художников» (с 1904).

Ранние произведения Архипова («Пьяница», 1883; «Деревенский иконописец», 1889; обе в Третьяковской галерее) — типичные передвижнические бытовые жанры, в которых нарастает его самобытный, темпераментный дар колориста. Усваивая попутно и опыт импрессионизма, молодой мастер учится проникновенно передавать цветом атмосферу, глубинный дух сюжета. Цветовая экспрессия достигает предельной остроты в его знаменитых «Прачках» (варианты 1890-х и 1901 годов, Русский музей и Третьяковская галерея) — картина эта прекрасна своими палево-фиолетовыми тональностями, но одновременно беспросветно трагична как образ глухого социального тупика. Неизменно более мажорны у него сюжеты деревенской и провинциальной жизни (к примеру, в картинах «Радоница» («Перед обедней», 1892), Русский музей; «Северная деревня», 1902, Третьяковская галерея), проникнутые чинным ладом размеренного, устоявшегося бытия. Фигуры крестьян предстают у художника средоточиями красочной природной стихии. Воздухом и светом наполнены пейзажи, тесно связанные с фигурами либо обретающие самостоятельное значение.

Вольница красок

После 1917 манера и тематика картин Архипова не претерпели существенных изменений. Своим широким, темпераментным мазком он по-прежнему писал старую русскую деревню, чьи мотивы, однако, на фоне революционных преобразований, крушивших прежний уклад, обретали все более ностальгический оттенок. Произведения этого периода, впрочем, чаще внешне оптимистичны, а не печальны: архиповские поселяне (в том числе особо популярная «Девушка с кувшином», 1927, Третьяковская галерея) порой воспринимались публикой и критикой как воплощение России, героически принявшей революцию. Героика и внутренняя тревога, ощущение того, что «его натура уходит» здесь обычно нерасторжимы. В 1924 художник вступил в АХРР, войдя в круг тех «стариков»-традиционалистов, на авторитет которых любили ссылаться противники авангарда, призывая следовать «заветам передвижников».

Наследие Архипова, однако, отнюдь не укладывается в узкопартийные рамки. Его сочная импрессионистическая манера письма, собственный стиль мастера, а также авторитет педагога (он был профессором МУЖВЗ с 1892, имея среди учеников А. М. Герасимова и С. В. Герасимова), способствовали закреплению той сферы живописной свободы, красочной «вольницы», которая, хоть и идеологически стесненная, сохранялась даже в самые суровые годы. К тому же тесная связь с сельской «почвой», поморской и среднерусской глубинкой выдвинули его в число основоположников особой «деревенской» линии русской живописи, лидером которой позднее стал А. А. Пластов.