В 1877 Чайковского взяла под свое финансовое покровительство Н. Ф. фон Мекк - одна из богатейших женщин России, вдова крупного промышленника. Помощь с ее стороны, длившаяся до 1890, позволила композитору спокойно заниматься творчеством. Значительный интерес для понимания личности Чайковского представляет его обширная переписка с фон Мекк, с которой он никогда не виделся.
Годы жизни в Москве стали временем становления и расцвета таланта Чайковского. Главные произведения этого периода - пять опер, в том числе "Лирические сцены" - "Евгений Онегин" (1878), четыре симфонии (№ 1 "Зимние грезы", 1866; № 2, 1872; № 3, 1875; № 4, 1877), балет "Лебединое озеро" (1876), "Литургия св. Иоанна Златоуста" (1878), Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1875), Концерт для скрипки с оркестром (1878), "Меланхолическая серенада" для скрипки с оркестром (1875), "Вариации на тему рококо" для виолончели с оркестром (1876), музыка к пьесе А. Н. Островского "Снегурочка" (1873), симфонические фантазии "Буря" (по В. Шекспиру, 1873) и "Франческа да Римини" (1876), а также увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" (1869), 3 струнных квартета (1871-76), Большая соната для фортепиано (1878), множество фортепианных пьес (в том числе знаменитый цикл "Времена года", 1876) и романсов для голоса с фортепиано.
Годы странствий. Жизнь в Подмосковье (1879-89)
В конце 1870-х гг. Чайковский уходит из консерватории и едет за границу. В середине 1880-х гг. Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности в России (в 1885 он был избран директором Московского отделения Русского музыкального общества). Тогда же он поселился под Москвой: сначала в селе Майданово, затем во Фроловском - оба близ Клина, а в 1892 - в Клину. Вместе с тем его скитальческой натуре по-прежнему была необходима перемена мест. Во второй половине 1880-х начинается дирижерская деятельность Чайковского - сначала в России, а потом за границей; в качестве исполнителя собственных произведений он посещает Германию, Австро-Венгрию, Францию, Англию, Швейцарию. Концертные поездки укрепили его творческие и дружеские связи с ведущими музыкантами эпохи, в том числе с Э. Григом, А. Дворжаком, Г. фон Бюловом. Зимы композитор проводит, как правило, за границей, лето - в основном на родине.
И в эти годы Чайковский исключительно активен в творческом отношении. Среди созданного им - оперы "Орлеанская дева" (1879), "Мазепа" (1883), "Черевички" (1885; это второй вариант оперы "Кузнец Вакула", завершенной в 1874), "Чародейка" (1887), балет "Спящая красавица" (1889), "Всенощное бдение" (1881), программная симфония "Манфред" (1885), Симфония №5 (1888), 4 сюиты для оркестра (1879-87; Сюита №4 известна под названием "Моцартиана"), Серенада для струнного оркестра (1880), "Торжественная увертюра 1812" (1880), "Итальянское каприччио" для оркестра (1880), увертюра-фантазия "Гамлет" (1888), трио "Памяти великого художника (на смерть Н. Г. Рубинштейна, 1882), ряд великолепных романсов, в том числе "То было раннею весною", "День ли царит", "Серенада Дон-Жуана".
Последние годы (1890-93)
Последний период жизни композитора отмечен всемирным признанием творчества Чайковского, проявившимся не только в восторженном приеме его сочинений (в 1891 он с триумфом гастролировал в США; в 1892 - в Гамбурге под управлением Г. Малера с огромным успехом прошел "Евгений Онегин"), но и в избрании композитора членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств (1892) и почетным доктором Кембриджского университета (1893). В эти годы, оказавшиеся завершающими в не знавшей перерыва 28-летней композиторской деятельности Чайковского, были созданы оперы "Пиковая дама" (1890) и "Иоланта" (1891), балет "Щелкунчик" (1892), струнный секстет "Воспоминание о Флоренции" (1892), Симфония № 6, "Патетическая" (1893), утвердившая место Чайковского среди крупнейших симфонистов мира.
Смерть настигла Чайковского в расцвете творческих сил и славы: композитор заразился холерой через несколько дней после того, как дирижировал на премьере Шестой симфонии в Петербурге (премьера - 16 октября, начало болезни - 21 октября); смерть наступила спустя 4 дня.
Чайковский оставил обширное наследие практически во всех музыкальных жанрах (в том числе 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса). И по сей день он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором, выразившим с необычайной силой, простотой и искренностью эмоционально-напряженную лирическую стихию русской природы и русской души.
Именем Чайковского названы (1940) Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве; с 1958 в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского.