Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Заболоцкий Николай - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич [24 апреля (7 мая) 1903, Казань - 14 октября 1958, Москва], русский поэт.

Годы учения

Родился в семье земского агронома. Детство и годы учения в Уржумском реальном училище прошли в с. Сернур, где отложились первые впечатления от вятской природы и от деятельности отца. В 1920-25 учился в Московском университете, затем в Петрограде, где окончил отделение языка и литературы Педагогического института им. Герцена. В 1926-27 служил в армии.

"Столбцы"

Заболоцкий говорил, что поэзия для него имеет общее с живописью и архитектурой и ничего общего не имеет с прозой. Предположительно, он написал две первые части декларации обэриутов (1928), где поэтов призывают: "Посмотрите на предмет голыми глазами, и вы увидите его впервые очищенным от ветхой литературной позолоты". Заболоцкий в этой декларации характеризуется как "поэт голых конкретных форм, придвинутых вплотную к глазам зрителя".

В первом сборнике поэта "Столбцы" (22 стихотворения) город представлен чуждым и зловещим, но по-особому живописным. Обыватель изображен сатирически ("Вечерний бар", "Новый быт", "Свадьба"), с элементами черного юмора ("Обводный канал"). Мир живого показан как униженный и оскорбленный ("Движение"). Широко используются фантастика, гротеск ("Офорт", "Красная Бавария"). Отмечен "оккультизм", вероятно, заимствованный у Хармса: так, слова "Звезды, розы и квадраты" суть символы тайных учений.

Заболоцкий использует эмоциональность высоких слов ("Лицо коня", "Цирк"), контрастно сочетая их со стилистически сниженными: "Тут девка водит на аркане Свою пречистую собачку" ("Народный дом"). Поэт переосмысляет традицию оды и анакреонтической лирики Ломоносова и Державина ("Часовой", "Прогулка"). Отмечаются отзвуки Пушкина, так, вариант "Прогулки" содержал парафраз из "Брожу ли я вдоль улиц шумных...": "Перед ним сияют воды, льется сумрак голубой, и веселая природа бьет о камень гробовой". Складывается и поэтика индивидуальных контекстов, например, образ коня обретает свое значение в общем контексте "Лица коня", "Движения", "Торжества земледелия".

"Натурфилософские" поэмы

Чувство родства с "косноязычной" природой, жаждущей понимания, явленное в "Смешанных столбцах", нашло здесь полное выражение. Три поэмы тесно связаны по содержанию и поэтике. Вселенная в них как бы только возникает из первобытного хаоса, преображается - в этом глубинная связь с "Фаустом" Гете, отмеченная применительно к "Торжеству земледелия" (1929-30) уже в 1936; о ней говорит и эпиграф из "Фауста" в черновике "Безумного волка" (1931), смыкаясь с цитированными в примечаниях к "Деревьям" (1933) идеями В. Вернадского и Г. Сковороды.

В крестьянском мире Заболоцкий видит не патриархальную утопию, но пытливость крестьянского ума, разбуженного от вековой дремоты и мыслящего о строении Вселенной, о бессмертии души. Становление человеческой цивилизации воспроизводится в животном мире, где "Волк ест пирог и пишет интеграл. Волк гвозди бьет...". Дискуссионные собрания в животном или растительном мире происходят с участием человека или без него. Волк-студент ("Безумный волк") как идеолог "трезвого мира" продолжает линию Солдата из "Торжества земледелия", а Безумный Волк развивает тему Хлебникова, героя "Торжества...", о том, что "мир животный с небесами Тут примирен прекрасно-глупо".

Если в трех поэмах фантазия изобретательна, а поэтическое чувство "заперто", то "Лодейников" (1932-1934, 1947) - это скорбь духа, потрясенного "вековечной давильней" натуралистически изображенной природы, что косвенно отражает и социальную жизнь страны.

Выход "Торжества земледелия" (журнал "Звезда", 1933) вызвал критические обвинения как "пасквиль на коллективизацию" и "циничное издевательство над материализмом... под маской юродства и формалистических вывертов", и подготовленный к этому времени сборник стихов не увидел света. Средства к жизни доставляла работа в детской литературе (Заболоцкий сотрудничал в детских журналах "Еж" и "Чиж"), переводы и переложения для детей книг Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль", де Костера "Тиль Уленшпигель" и "Витязя в тигровой шкуре" Руставели (в 1950-х гг. был сделан полный перевод).

1930-е годы

Еще до 1929 стихотворения "Обед" и "Руки" обозначили новую, "классическую", эстетику Заболоцкого, о которой он писал: "... спокойно должно быть и лицо стихотворения. Умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит все игралище ума и сердца".

В начале 1932 Заболоцкий знакомится с работами Циолковского, близкими его представлению о мироздании как единой системе, где живое и неживое находится в постоянном взаимопревращении. Элегия "Вчера, о смерти размышляя..." (1936), полемически развивая традицию Боратынского, начинаясь с темы "нестерпимой тоски разъединенья" человека и природы, восходит к апофеозу разума как высшей ступени эволюции: "И сам я был не детище природы, Но мысль ее! Но зыбкий ум ее!". Заболоцкому дорога идея бессмертия. В "Метаморфозах" (1937), как и в "Завещании" (1947), которое восходит к "Завету" Гете: "Кто жил, в ничто не обратится", - через смерть завершается круг развития, а вечная обновляемость показана как залог жизни духа.

В 1936 поэт был вынужден принять участие в дискуссии о формализме, где, не отрекаясь от ранних произведений, он называет стихотворение "Север" как опубликованный образец своей "простой, доступной для широкого читателя" поэзии. В 1937 вышла "Вторая книга" (17 стихотворений). В 1938 Заболоцкий был арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации, на следствии проявил редкостное мужество. До 1944 отбывал наказание в лагерях Дальнего Востока и Алтайского края (стихов не писал), с весны до конца 1945 в ссылке в Караганде (работал чертежником), где завершил работу над поэтическим переводом "Слова о полку Игореве" (1938, 1945), оказавшим благотворное влияние и на его судьбу - как произведение, прошедшее в печать, и на творчество - как образец уникальной поэтики.

Московский период

В 1946 Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей, сначала жил в Переделкино, затем, наконец-то, получил жилье в Москве, зарабатывал переводами. В оригинальном творчестве подъем 1946-48 сменился спадом в 1949-52 и новым подъемом в 1956-58, когда было создано около половины стихотворений московского периода. Возобновляется "натурфилософская" тема ("Читайте, деревья, стихи Гезиода...", "Я не ищу гармонии в природе..."), включающая искусство в картину естественного бытия ("Гомборский лес", "Бетховен") по формуле "мысль-образ-музыка".

Новый этап знаменуется вниманием к человеческой личности и ее этике, что проявилось в ранее несвойственной ему автобиографичности ("В этой роще березовой...", цикл "Последняя любовь"), в посвящении памяти обэриутов "Прощание с друзьями", в психологизированных портретах ("Портрет", "Некрасивая девочка") с элементами драматического сюжета ("Жена", "В кино", "Старая актриса", "Где-то в поле возле Магадана"). Начатая в стихотворениях 1938 года ("Север", "Седов") тема человеческого созидания, вписанного в творчество природы, развивается в "Творцах дорог", "Городе в степи" (оба - 1947) и других произведениях, основанных на впечатлениях от восточных строек. Интерес к истории и эпосу соседствует в поэме "Рубрук в Монголии" (1958) - о путешествии монаха-миссионера 13 в. - с характерными для лирики поэта мотивами отчуждения и одиночества.

О разных прочтениях Заболоцкого

Заболоцкий ушел очень рано (после двух перенесенных инфарктов). Широкое признание в отечестве пришло к нему посмертно и в компромиссных формах, разные читатели приемлют его поэзию на основаниях, порою взаимоисключающих. Для многих Заболоцкий остается в ряду поэтов, ангажированных советским официозом, как автор "Ходоков", "Прощания", "Горийской симфонии", которые читались в дни юбилейных торжеств. "Смерть врача", "Некрасивую девочку" и др. иногда связывают с сентиментальным примитивом городского фольклора. Западные слависты ставили Заболоцкого в ряд таких явлений европейского модернизма, как экспрессионизм, сюрреализм, дадаизм, на родине писалось о метафизичности, утопизме, связи с постмодернизмом и др.

В серии "Библиотека поэта" (1965) "Столбцы и поэмы" были "спрятаны" во второй половине книги и объявлены данью "формальному экспериментаторству". Завещанная самим поэтом форма итогового сборника (Заболоцкий Н. Столбцы и поэмы: Стихотворения. М., 1989) определена им в 1958; она "скрывает" этапы творческого пути.