Наследник и сподвижник отца
События жизни Ашшурбанипала восстанавливаются на основе автобиографических анналов и переписки царя. Намереваясь предотвратить борьбу за престол, отец Ашшурбанипала, Асархаддон, в 672 назначил его наследным принцем Ассирии. Шамашумукин, сын Асархаддона от другой жены, был назначен наследным принцем Вавилонии. Вероятно, благодаря влиянию своей матери, царицы Накиа-Закуту, Ашшурбанипал получил полномочия раньше брата.
Ашшурбанипал был привлечен к делам управления страной и приобрел военный опыт при покорении племен северных горцев. Наставниками Ашшурбанипала были полководец Набушаруцур и ученый Набуахиэриба, прививший наследнику интерес к знаниям. Как немногие его предшественники на троне, Ашшурбанипал овладел искусством письма и знаниями жрецов. Он умел читать шумерские и аккадские тексты и владел этими языками. Кроме того, Ашшурбанипал был искусным охотником, лучником и наездником. Хотя данных о его непосредственном участии в военных действиях мало, утверждения царя о том, что отец ценил его за мужество и ум, не вызывают сомнений.
Вскоре на Ашшурбанипала легли обязанности по управлению царским двором. Ни один крупный чиновник не назначался без ведома Ашшурбанипала, он также внимательно следил за ходом строительства многочисленных государственных сооружений. Оценив государственные способности сына, отец, отправляясь в Египет, поручил ему управление всей страной. Когда Асархаддон умер в Харране (Карры; декабрь 669), Ашшурбанипал беспрепятственно стал полновластным правителем. Его мать-царица добилась того. чтобы все члены правящей семьи и придворные принесли ему клятву верности.
Войны
Первоочередным делом Ашшурбанипала стало подавление восстания египетского фараона Тахарки (ассир. Тарку). Быстрое вторжение ассирийских войск вынудило Тахарку отступить. Ашшурбанипал посадил в Египте наместников и дал им в поддержку ассирийские гарнизоны. Некоторые из наместников пытались организовать заговор с Тахаркой, и Ашшурбанипал переселил их в Ниневию. Придерживаясь правила назначать правителей из местного населения, Ашшурбанипал поставил правителем всей дельты Нехо I и заключил с ним союз. Преемник Тахарки, Танутамон (ассир. Тандамане) продолжил войну за Египет, во время которой ассирийцы овладели Мемфисом и разрушили Фивы. Когда умер Нехо I (663), Ашшурбанипал остался верен своей политике и не воспрепятствовал воцарению следующего правителя, египтянина Псамметиха I. В результате Египет был замирен, и царь получил возможность вести войну на других направлениях. В 654 ассирийские гарнизоны были изгнаны из Египта, однако торговля между странами продолжалась; поэтому в целом эта потеря почти не ослабила положения Ашшурбанипала.
Затем Ашшурбанипал начал осаду Тира — финикийского города, поддержавшего Египет и Ливию в их борьбе за независимость. Успешная осада Тира заставила правителей Сирии и Киликии вновь подчиниться Ассирии, а лидийского царя Гига просить у Ашшурбанипала помощи против киммерийского вторжения. Поскольку лидийские наемники сражались на стороне Египта, в помощи лидийцам было отказано. Молниеносная демонстрация ассирийской военной мощи в кампании против манеев и союз ассирийцев со скифским вождем Мадием приостановили наступление киммерийцев. Теперь руки Ашшурбанипала были развязаны и он мог заняться южным соседом — Вавилонией.
Борьба с братом
При вступлении на престол Ашшурбанипал подтвердил права своего сводного брата Шамашумукина как правителя Вавилона, но ограничил его полномочия. Ассирийские гарнизоны и чиновники, находившиеся в Вавилоне, продолжали слать донесения ассирскому царю, который по-прежнему назначал наместников в Приморье (р-н Персидского зал.) и Уре. Вавилоняне подавали прошения непосредственно Ашшурбанипалу и получали от него земельные наделы. В течение 16 лет отношения Ашшурбанипала с братом развивались мирно. После того, как эламский узурпатор Темпи-Хумбан (Тепт-Хумбан, Теумман) вторгся на ассирийскую территорию и был убит, ассирийцы, не устанавливая прямого контроля над Эламом, утвердили там власть эламских князей Хумбанигаша и Таммариту и дали им в управление отдельные области. Своими действиями Ашшурбанипал, возможно, намеревался также помочь брату, которому еще доверял. Примерно в это же время Ашшурбанипал принял депутацию от вавилонян и направил карательную экспедицию против племени Гамбулу, участвовавшего в эламском заговоре.
Находясь долгое время в Вавилоне, Шамашумукин мог ощутить влияние местной атмосферы традиционализма, местничества и непокорности. Не исключено, что он интерпретировал примирительную политику брата как слабость и решил воспользоваться этим в целях собственного возвышения. Ему удалось создать коалицию, в которую вошли страны, покоренные Ассирией: Финикия, Иудея, Элам, Египет, Лидия, арабские и халдейские племена. Если бы все участники этой коалиции выступили одновременно, Ассирия могла бы не устоять перед их натиском. Узнав о заговоре, Ашшурбанипал обратился к вавилонянам; желая испытать их лояльность, он наложил на них дополнительные подати. Лишь получив отказ, царь перешел к военным действиям. Предпочтение отдавалось затяжной войне и осаде городов, а не решительным и быстрым военным операциям. Согласно Вавилонской хронике, в течение трех лет «продолжалась война и непрерывно вспыхивали схватки». Элам разрывали внутренние смуты и он не смог поддержать мятежника. Арабы, нашедшие убежище в Вавилоне, дезертировали по мере того, как голод усиливался. В 648 Шамашумукин покончил с собой, бросившись в пламя своего горящего дворца. О благосклонном отношении Ашшурбанипала к Вавилону свидетельствуют проведение восстановительных работ и назначение своим представителем знатного халдея Кандалану.
Для подавления восстания требовались дальнейшие действия. Выступив против арабов,Ашшурбанипал разгромил вождя набатеев Уате и его союзников, а также окружил арабов племени Кадар. Победа над Эламом далась тяжелее: война продолжалась до 639, когда ассирийцы взяли и разграбили Сузы. В том же году Ашшурбанипал отпраздновал свой триумф; теперь под его властью находилась «вся вселенная», а его колесницу в триумфальной процессии тащили четыре пленных царя.
Итоги царствования
Несмотря на то что Ашшурбанипалу приходилось постоянно вести военные действия, необходимые для поддержания порядка, он проявил и способности незаурядного администратора. Во время его правления экономика империи процветала, хотя существовала угроза, что мидийцы и лидийцы захватят торговые пути на севере и востоке. К сожалению, источники, освещающие правление Ашшурбанипала после 631, слишком скудны. О его смерти нигде нет упоминаний, но похоже, что он, последовав примеру отца, передал власть своим сыновьям Ашшурэтелилани и Синшаришкуну и завещал каждому из них строго определенные полномочия. Ассирийская империя пала через два десятилетия после смерти Ашшурбанипала, однако едва ли следует видеть в ее гибели недостатки его правления — держава развалилсь скорее под давлением внешних сил, нежели в результате внутренней борьбы.
Ашшурбанипал перестроил и украсил главные храмы Ассирии и Вавилонии. Особое внимание он уделил «Дому наследования» и храму Иштар в Ниневии. Многие действия царя диктовались божественными знамениями, которым он придавал большое значение. Он регулярно совершал новогодний ритуал — это событие запечатлено на одном из рельефов, где царь изображен за трапезой в саду вместе с царицей Ашшуршаррат. Его младшие братья были жрецами в Харране (Карры) и Ашшуре.
Библиотека
Ашшурбанипал собрал первую систематическую библиотеку на Древнем Востоке (20720 ассирийских табличек и фрагментов из этой коллекции хранятся в Британском музее). По приказу царя писцы разыскивали. собирали и переписывали тексты, хранившиеся в храмовых библиотеках. Эти тексты пополняли основную царскую коллекцию табличек, тщательно отобранных из архивов Ашшура, Калаха и Ниневии. В главную группу текстов входят предзнаменования, основанные на истолковании событий, необычного поведения людей, животных и растений, а также на наблюдениях за движением Солнца, Луны, планет и звезд. Словари — лексические списки, необходимые для обучения писцов, содержат перечень шумерских, аккадских и др. слов. В библиотеке Ашшурбанипала также собраны заклинания, молитвы, ритуальные тексты, басни, пословицы и др. «канонические» и «неканонические» тексты. Эпические произведения Двуречья — миф о сотворении мира, сказание о Гильгамеше, поэмы об Эрре, Этане и Анзу — дошли до нас главным образом благодаря собранию Ашшурбанипала. Присутствие в нем справочников, научных текстов, народных сказок (в частности, сказки «Ниппурский бедняк», явившейся прототипом одной из сказок «Тысячи и одной ночи») свидетельствует о том, что оно — а из него до нас дошла лишь небольшая часть табличек — было чем-то большим, чем простое собрание справочных текстов, приспособленное для нужд жрецов, гадателей и прочих придворных специалистов, ответственных за благополучие царя. Коллекция царского книгохранилища полностью отражала широкие интересы Ашшурбанипала в области литературы; в колофонах многих табличек стоит «библиотечный штамп» — знак царской собственности. Дворцы в Ниневии — вновь построенный и отреставрированный старый — украшены скульптурами и рельефами с изображением главных событий и церемоний долгого правления.