На Руси в те времена полным ходом шло строительство церквей, храмов и монастырей. Для обустройства требовались разного рода мастера. Острая нужна была в живописцах. На помощь пришли иноземцы, среди них - и Феофан Грек. До приезда на Русь он успел изрядно потрудиться в Византии. Там он сложился как художник и получил известность. Именно благодаря своей репутации он и получил приглашение работать на Руси.
Работал он не покладая рук. В 1378 году он расписал в Новгороде церковь Спаса на Ильине. Множество его творений запечатлены и в других храмах.
Главным местом деятельности Феофана стал Московский Кремль. Именно в нем он действовал вместе с другими живописцами того времени. Для творений Феофана Грека были характерны одухотворенная патетика образов, драматическая динамика и оригинальность приемов письма, смелая, раздвигающая рамки канонов живописность. Феофан оформил Евангелие боярина Фёдора Кошки, оклад которого датируется 1392 годом, судя по всему, окончание рукописи относится к тому же времени. Евангелие не содержит миниатюр, но изобилует красочными заставками, орнаментальными украшениями в начале каждой главы и зооморфными буквицами-инициалами.
Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации. Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля. Его творчество высоко ценили современники, которые наградили Феофана прозвищем «Философ».
Был Феофан и педагогом, учителем живописи, что в ту пору ценилось очень высоко. В Москве он создал собственную мастерскую, где обучал московитов азам иконописной техники. Грек взрастил целую плеяду талантливых живописцев, продолжил себя в своих учениках. Правда, со временем практически каждый ученик вырабатывал свой стиль, несколько отличавшийся от стиля Феофана. Но главное то, что его творчество вызывало восторг у людей и они всячески пытались подражать этому великому иконописцу.