ХИЧКОК (Hitchcock) Алфред (1899-1980), англо-американский кинорежиссер. Фильмы: "Шантаж" (1929), "Веревка" (1948), "Психоз" (1960), "Птицы" (1963), "Исступление" (1971) и др. Для творческой манеры характерны пристрастие к острым детективным сюжетам, использование различных приемов киновыразительности для создания специфической атмосферы страха и иронии.
ХИЧКОК (Hitchcock) Альфред (13 августа 1899, Лондон - 24 апреля 1980, Лос-Анжелес), английский и американский кинорежиссер, сценарист, продюсер.
Окончил Католический колледж св. Игнатия, школу инженерного дела и навигации, Лондонский университет по специальности искусство. Работу в кино начал в 1919 оформителем титров, затем был сценаристом и ассистентом режиссера, в 1925 дебютировал в качестве постановщика фильма "Сад удовольствий", а в 1926 поставил фильмы "Горный орел" и "Жилец". Уже здесь явственно обозначились и тематика, и эстетика многих его последующих картин: невиновный человек подозревается в преступлении и вовлекается в расследование. Увлекательные перипетии развития сюжета, быстрый темп нарастания драматического напряжения, юмор - все это сразу же привлекло к детективным фильмам Хичкока зрителей.
С переездом Хичкока в Голливуд в 1940 начался американский период его творчества. Этот период отмечен тончайшим пониманием кинематографа как специфического вида искусства, постижением его внелитературной сути. Он снимает фильм ("Ребекка", 1940, премия "Оскар"") - весьма необычная экранизация одноименного романа Д. Дюморье. Романтическая история оборачивается здесь сложной психологической драмой, в которой образ первой жены героя, давшей название фильму, не отпускает молоденькую девушку, вышедшую замуж за красивого и богатого аристократа. Та же актриса, Джоан Фонтейн, сыграла и в следующем фильме Хичкока "Подозрение", (1941), получив за свою роль "Оскар".
В чем-то повторяя сюжеты, Хичкок в каждой своей картине решал какую-то новую художественную задачу. В фильме "Спасательная лодка" (1944) это было единство места, ибо вся лента была снята на крохотном суденышке. В триллере "Завороженный" (1945) поражала сцена сна героя, нарисованная Сальвадором Дали. В 1948 Хичкок снял фильм "Веревка" об убийстве студента и обнаружении трупа, спрятанного в той же комнате. В фильме "Окно во двор" (1954) расследование исчезновения соседки из дома напротив показано глазами человека, прикованного к креслу. Однако лучшими фильмами Хичкока стали "Головокружение" (1958), "К северу через северо-запад" (1959), "Психоз" (1960), "Птицы" (1963). Разгадывание хитроумного замысла преступника в "Головокружении" настолько задрапировано причудливостью сюжетных и визуальных ходов, что до самого конца невозможно понять истинный смысл происходящего. В фильме же "Психоз" для Хичкока важен не столько сам материал, сколько его визуальная интерпретация. В картине "К северу через северо-запад" - комедийной шпионской истории - Хичкок умело вставляет аттракцион, стремительное преследование машины, за рулем которой сидит вдрызг пьяный герой, нападение на него самолета на пустынном шоссе и, наконец, финальное преследование в горах. Последней значительной работой этого режиссера стали "Птицы" - экранизация одноименного рассказа Д. Дюморье. Мастер превратил эту странную историю беспричинного нападения пернатых на людей в философскую притчу, в обобщенную метафору бунта природы как тотальной угрозы человеческому существованию. Хичкок разработал ряд кинематографических приемов, широко используемых и по сей день. Это и "саспенс" - нагнетание сценарными, визуальными, монтажными способами предельного напряжения; "реактивный кадр" - крупный план человека или группы людей, реагирующих на те или иные происходящие события. Для его творчества характерны постоянные эксперименты со звуком, цветом, стереофонией, ограниченным пространством, ретроспективным повествованием. Обладая недюжинным, с элементом издевки, чувством юмора, он умело использует его для решения вечной загадки человеческой натуры. Его художественные находки оказали огромное влияние на все американское послевоенное кино.
В последнее десятилетие своей жизни Хичкок поставил в Англии фильмы ("Исступление", 1971, "Семейный заговор", 1975), но они заметно уступали его лучшим работам.
ХИЧКОК (Hitchcock) Альфред (13 августа 1899, Лондон - 24 апреля 1980, Лос-Анжелес), английский и американский кинорежиссер, сценарист, продюсер.
Окончил Католический колледж св. Игнатия, школу инженерного дела и навигации, Лондонский университет по специальности искусство. Работу в кино начал в 1919 оформителем титров, затем был сценаристом и ассистентом режиссера, в 1925 дебютировал в качестве постановщика фильма "Сад удовольствий", а в 1926 поставил фильмы "Горный орел" и "Жилец". Уже здесь явственно обозначились и тематика, и эстетика многих его последующих картин: невиновный человек подозревается в преступлении и вовлекается в расследование. Увлекательные перипетии развития сюжета, быстрый темп нарастания драматического напряжения, юмор - все это сразу же привлекло к детективным фильмам Хичкока зрителей.
С переездом Хичкока в Голливуд в 1940 начался американский период его творчества. Этот период отмечен тончайшим пониманием кинематографа как специфического вида искусства, постижением его внелитературной сути. Он снимает фильм ("Ребекка", 1940, премия "Оскар"") - весьма необычная экранизация одноименного романа Д. Дюморье. Романтическая история оборачивается здесь сложной психологической драмой, в которой образ первой жены героя, давшей название фильму, не отпускает молоденькую девушку, вышедшую замуж за красивого и богатого аристократа. Та же актриса, Джоан Фонтейн, сыграла и в следующем фильме Хичкока "Подозрение", (1941), получив за свою роль "Оскар".
В чем-то повторяя сюжеты, Хичкок в каждой своей картине решал какую-то новую художественную задачу. В фильме "Спасательная лодка" (1944) это было единство места, ибо вся лента была снята на крохотном суденышке. В триллере "Завороженный" (1945) поражала сцена сна героя, нарисованная Сальвадором Дали. В 1948 Хичкок снял фильм "Веревка" об убийстве студента и обнаружении трупа, спрятанного в той же комнате. В фильме "Окно во двор" (1954) расследование исчезновения соседки из дома напротив показано глазами человека, прикованного к креслу. Однако лучшими фильмами Хичкока стали "Головокружение" (1958), "К северу через северо-запад" (1959), "Психоз" (1960), "Птицы" (1963). Разгадывание хитроумного замысла преступника в "Головокружении" настолько задрапировано причудливостью сюжетных и визуальных ходов, что до самого конца невозможно понять истинный смысл происходящего. В фильме же "Психоз" для Хичкока важен не столько сам материал, сколько его визуальная интерпретация. В картине "К северу через северо-запад" - комедийной шпионской истории - Хичкок умело вставляет аттракцион, стремительное преследование машины, за рулем которой сидит вдрызг пьяный герой, нападение на него самолета на пустынном шоссе и, наконец, финальное преследование в горах. Последней значительной работой этого режиссера стали "Птицы" - экранизация одноименного рассказа Д. Дюморье. Мастер превратил эту странную историю беспричинного нападения пернатых на людей в философскую притчу, в обобщенную метафору бунта природы как тотальной угрозы человеческому существованию. Хичкок разработал ряд кинематографических приемов, широко используемых и по сей день. Это и "саспенс" - нагнетание сценарными, визуальными, монтажными способами предельного напряжения; "реактивный кадр" - крупный план человека или группы людей, реагирующих на те или иные происходящие события. Для его творчества характерны постоянные эксперименты со звуком, цветом, стереофонией, ограниченным пространством, ретроспективным повествованием. Обладая недюжинным, с элементом издевки, чувством юмора, он умело использует его для решения вечной загадки человеческой натуры. Его художественные находки оказали огромное влияние на все американское послевоенное кино.
В последнее десятилетие своей жизни Хичкок поставил в Англии фильмы ("Исступление", 1971, "Семейный заговор", 1975), но они заметно уступали его лучшим работам.