Он жил в Восточном Иране возможно, в 628—551 годах до н. э. и принадлежал к кочевому племени. Известно, что женат он был трижды, и у него было двое детей от одной жены и четверо от двух других. Скорее всего, Заратустра был одним из жрецов и выполнял различные ритуальные действия. Настоящее имя его так и не известно. Заратустра – это его прозвище, которое в переводе с непехлевийского языка означает «тот, кто ведет верблюда».
Сначала Заратустра проповедовал среди ограниченного числа слушателей. Прежде всего, слушателями были его соплеменники. Однако они не поняли его и не поняли того, что в обществе должен править закон, а не сила. Заратустру начали преследовать. Он оказался серьезным конкурентом местного чародея. Заратустра обратился к своему другу Агурамадзе, который, как считается, наделил его пророческим даром. Тот посоветовал Заратустре идти к царю Виштаспе, который правил в Северном Иране. Царь принял пророка в число своих придворных. Там Заратустра стал верховных жрецом и составил книгу святых писаний, которая называлась «Авеста». Эта книга представляет собой не только сборник гимнов и священных писаний, но драматический рассказ о жизни самого пророка Заратустры.
Заратустра считал, что миропорядок зависит от выбора самого человека, который должен выступать активным борцом за добро. Заратустра проповедовал весьма необычную тираду – единение благих мыслей, благих дел и благих слов. Заратустра советовал людям постоянно самосовершенствоваться. В его учениях упоминается пророк, который должен был прийти в будущем в мир людей. В «Авесте» можно найти представление о конце мира, которые должен был наступить через 20 тысяч лет. Заратустра проповедовал не очень долго. Врагов у него было достаточно. Считается, что один из них коварно убил пророка. Сейчас имя Заратустры связано с множеством мифов и легенд. В средние века ему приписывали много пророчеств. Но наиболее интересная трактовка этого образа есть у Фридриха Ницше, в его книге «Так говорил Заратустра» он создал образ мрачного отшельника, который исповедовал идею абсолютной свободы духа.