Эсфирь родилась в Черниговской губернии в еврейской семье. Разумеется, ее жизнь не была похожа на сказку. Стать слушательницей Московских высших женских курсов он смогла только благодаря личному вмешательству отца. Шуб избрала своей будущей специальностью – русскую литературу. Юная Эсфирь погрузилась с головой и в революцию. Однако после революции у Эсфирь начались проблемы. Социалистическому государству не нужны были люди с гуманитарным образованием. Она стала посещать занятия пролетарских поэтов. Но она понимала, что это ей не пригодиться. Она не писала стихи, не умели критиковать, теорией искусства тоже не интересовалась.
Спасло Эсфирь то, что возник некий Театральный отдел Наркомпроса(ТЕО). Она отправилась туда, чтобы найти работу. В штат ТЕО ее зачислили в 1918 году. Вот чего-чего, а Станиславского, Маяковского, Есенина и Шаляпина Эсфирь не ожидала там увидеть. Подружилась Эсфирь и с Эйзенштейном. В 1922 году Шуб приходит в фотокиноотдел, который реорганизовали в Госкино. Шуб попросилась на должность заведующей перемонтажом и редактором надписей фильмов. Она не представляла, что нужно делать, но интуиция ее не подвела.
Первый фильм, который подготовила Эсфирь к прокату, был американским и назывался он «Серая тень». Каких только фильмов у нее не было. Шуб собрала из разрозненных роликов сюжет, пародирующий оперу «Кармен». Она сама придумывала надписи, и успех был невероятный. Зрители много смеялись, мечтали посмотреть этот фильм, ведь он был первым в Советском Союзе с участием Чарли Чаплина. Эсфирь была очень увлечена делом. В свою квартиру она перенесла монтажный стол, маленький проекционный аппарат. Приходил к ней Эйзенштейн и тогда они садились и вместе кромсали пленку. Вместе однажды они перемонтировали многосерийный фильм «Доктор Мабузо». С течением времени Шуб становилась признанным профессионалом. К ней за советом все чаще обращались другие люди. Вскоре она начала работать на настоящей киностудии. Теперь ей не приходилось склеивать воедино множество кусочков. У нее в руках была самая настоящая кинопленка, с записью фильма по сценарию. Она работала над фильмом «Крылья холопа». Ее даже начали приглашать в павильон на съемки и советоваться с ней.
Эйзенштейн покинул театр и предложил Шуб поработать над режиссерским сценарием своего фильма «Стачка». Кроме того, Эсфирь увлеклась документальным кино. В один прекрасный день она узнала о том, что последний русский царь имел собственного кинооператора и много снимался. Она хотела найти эти хроники. Но как? Где? Объяснив свой замысел директору студии Трайнину, она не сразу получила разрешение. Ведь директор – трезвомыслящий человек. Как можно из кусочков хроник слепить осмысленный фильм? Но Шуб не сдавалась и смогла убедить директора. Она едет в Ленинград, где не без труда находит киноархив царя. Готова картина и 7 частей имела 1700 метров. Трайнин назвал фильм «Падение династии Романовых». Он сам придумал огромный рекламный плакат. Фильм имел невообразимый успех. А ведь если подумать, то он был смонтирован лишь из хроникальных кадров. Кроме этого фильма Шуб создала также документальное кино «Страна Советов» (1937), «Испания» (1939) и много других. Она была членом общества «Октябрь». Ее мужем был художник Алексей Ган. С 1942 по 1953 она — режиссёр Центральной студии документальных фильмов. Автор выпусков киножурнала «Новости дня». Умерла Эсфирь Шуб в 1959 году.