Бесспорно, Кристиан Лакруа — один из самых известных французских модельеров и самых ярких и влиятельных фигур в мире моды. Дизайнер от Бога, стилю которого вот уже несколько десятков лет нет равных, обладает удивительной способностью сочетать несочетаемые оттенки и получать при этом невероятный результат. Одежду марки Lacroix легко узнать по неординарному решению: ярким, броским краскам и неожиданным цветовым сочетаниям. «Фирменные» цвета палитры Lacroix: пурпурный, ядовито-розовый, оранжевый, желтый, все оттенки красного, синего и зеленого. Такое буйство красок — дань природе и яркому солнцу его родного Прованса.
Великий экспериментатор
«Мастер с волшебной кистью» — Кристиан Лакруа — родился 16 мая 1951 года в маленьком провинциальном городке Арль на юге Франции в семье инженеров. Родители-инженеры не чаяли в сыне души, а отец и бабушка с детства прививали ему любовь к моде — они были не последними модниками в своем городе. Может быть, именно поэтому, когда в детстве мальчика спросили, кем он хочет стать, он ответил: «Кристианом Диором».
С 1970 по 1972 год юный Кристиан учился в университете Paul Valery University в Монпелье. Затем судьба забросила его в страну высокой моды — Париж, где Кристиан продолжил свое обучение в одном из крупнейших университетских центров мира — Сорбонне. Тогда он увлекался кинематографом: до сегодняшнего времени помнит все используемые тогда в кино костюмы. После окончания факультета истории юноша начинает работать дизайнером обуви, аксессуаров в компании Hermès, а спустя какое-то время — ассистентом французского дизайнера Ги Полена.
Именно в это время состоялась судьбоносная встреча с будущей женой — роковой женщиной Франсуазой Розантиель. Новая знакомая действовала решительно: даже не перелистав все альбомы Кристиана с зарисовками, она уже знала, как ему жить дальше. Водрузив на руки будущего великого кутюрье эти самые альбомы, девушка отправила его к признанным авторитетам в области моды, которыми оказались Карл Лагерфельд и Пьер Берже. Что скрывать, тогда, в начале 70-х, Франсуаза была своим человеком в модной парижской среде, в то время как Кристиан — всего лишь студент-провинциал, который не надеялся на нечто большее, чем продавать мужские рубашки оптом.
Франсуаза не только представила Кристиана людям, которые владели в этом мире определенным весом, но и прочно вошла в его жизнь, став женой, подругой, соратником, советчиком и главным помощником. Любовь, разум и интуиция этой женщины отныне стояли за всеми работами Кристиана Лакруа. Франсуаза с полным правом может считать и своей заслугой успех дизайнера, которого называют «королем узоров» и «мастером иллюзий».
Путь к карьерным высотам Лакруа начинал скромно — с должности fashion-журналиста и ассистента в доме моды Hermès. В 1981 году многообещающий дизайнер перешел в дом Jean Patou. В начале 80-х имя этого, некогда славного дома помнили лишь самые преданные ценители моды, но Лакруа удалось за короткое время полностью возродить компанию и утроить объемы продаж. Однако Кристиану этих успехов оказалось недостаточно, и в 1987 году он оставляет дом Patou, чтобы покорить новую вершину — основать собственный модный дом. Первая коллекция гениального художника была создана при финансовой поддержке Agache Co. Ltd. Любопытно, что дом моды Lacroix стал одним из первых салонов haute couture, открывшихся в Париже.
Уже в конце 80-х публика увидела несколько коллекций от дома Christian Lacroix, которые благодаря непредсказуемости цветовых решений носили некий художественно-модернистский характер. Театральный стиль, созданный склонным к эпатажу Лакруа, навсегда изменил лик высокой моды. Его одежду носили такие знаменитости, как Палома Пикассо и Мирей Матье, что еще больше привлекало внимание публики к миру «haute couture».
В 1988 году Лакруа был вторично удостоен престижной награды «Золотой наперсток», а уже в 1989-м модельер представил коллекцию prêt-à-porter. С этого момента коллекции «посыпались» одна за другой. С каждой из них Лакруа старается покорять все новые и новые вершины, а круг клиентов суживается до определенной публики — «luxury». Так, принцесса Диана во время одного из визитов в Париж была одета в атласное красное платье от Lacroix. А в прессе активно стали обсуждать дружбу между французским кутюрье и английской принцессой, которые сошлись на почве увлечения астрологией.
1990 год был ознаменован появлением знаменитого парфюма C`est La Vie («Такова жизнь») от Кристиана Лакруа, презентация которого стала настоящим событием в мире моды. Несмотря на то, что C`est La Vie оставался единственным ароматом дома Lacroix на протяжении достаточно длительного времени, он yt переставал пользоваться неизменным спросом. Утверждают, что секрет подобного «долголетия» кроется в том, что аромат стал едва ли не главным дополнением к безрассудному, но одновременно вдохновленному и высокому, как
сама Мода, характеру стиля Christian Lacroix.
Второй аромат Lacroix, представленный в 1999 году, стал своеобразным продолжением настроения C`est La Vie. «Ода жизни и каждой минуте переживаний», — так говорили о нем его создатели, и это идеально совпадало с мировоззрением самого модельера. Может быть, именно поэтому второй парфюм лаконично назывался Christian Lacroix. Главной идеей этого аромата было желание подчеркнуть индивидуальность каждой женщины, подарить ей истинную роскошь — быть собой, — что давно стало основным девизом всех творений, вышедших из рук великого мастера.
Стиль от Christian Lacroix
Источником вдохновения для Кристиана Лакруа в разное время служили Восток, эпоха Средневековья, а также период правления Наполеона. Кроме того, в творениях кутюрье можно найти прямые ассоциации с военной формой и костюмом монгольских крестьян. В 1989-1990 годах Лакруа представил вниманию публики линию одежды Luxe. С 1990 года дом моды Christian Lacroix выпустил линию аксессуаров: обувь, очки, шляпы, сумки, бижутерию, шарфы и ремни. В 1995 свет увидела новая коллекция стильной молодежной повседневной одежды для BAZAR, которая имела оглушительный успех, а чуть позже в этом же году дизайнер представил линию предметов домашнего декора и мебели.
Однако новый поворот в творчестве кутюрье удивил даже привычных ко всему почитателей его таланта: в 2001 году Лакруа продемонстрировал явный уход от любимого им стиля барокко в сторону графического и структурированного дизайна. В 2002 году, работая на должности руководителя дома Pucci, он представил свою летнюю коллекцию prêt-à-porter — BAZAR. В соответствии с новой концепцией претерпела значительные изменения и философия аромата от Christian Lacroix: важным дополнением к коллекции BAZAR стали два новых аромата. «Та Высокая Мода, которой я занимался до этой коллекции, была роскошной и немного идеализированной, — откровенно признался Лакруа. — Этот стиль мог удовлетворить безрассудные желания немногих женщин».
В своих новых коллекциях талантливый дизайнер использует только дорогие, роскошные ткани: шерсть, мохеровая пряжа, кожа, твид, ситец, бархат, гобеленовая ткань, креп, атлас и набивные ткани. В цветах Лакруа отдает предпочтение контрастной яркости, броским рисункам, ошеломляющим цветосочетаниям, акцентирует внимание на декольте рюшами, кружевными гофрированными воротниками, оборками, жабо, а также использует манжеты, шляпки, орнамент в костюмах, береты и перчатки с вышивкой, ремни с заклепками или бахромой, длинные ожерелья, массивные кресты, украшенные драгоценными камнями, оранжевые или золотистые сапоги.
Мастер иллюзий
Christian Lacroix известен своей потрясающей работоспособностью: каждый сезон маэстро удается производить пять коллекций: haute couture, мужскую и женскую коллекции prêt-à-porter, собственную линию плюс коллекцию для дома моды Pucci, креативным директором которого он является на протяжении нескольких лет. При этом мастер находит время и на другие занятия. Так, в июле 2004 года кутюрье принял участие в создании уникального дизайна для эксклюзивного столетнего издания классического французского словаря Le Petit Larousse, который он украсил своими необычными рисунками: в нем буквы выполнены в виде животных, растений или других узоров, например буква «H» представляет собой хомяка, который сидит на гиппопотаме и держит в зубах гортензию.
Более того, совсем недавно французский дизайнер стал героем своего рода волшебной сказки — известная писательница Камилла Мортон взялась за написание его биографии под названием «Christian Lacroix and the Tale of Sleeping Beauty». Лакруа не только сотрудничал с Камиллой в процессе написания «сказочной» биографии, но и лично создал для новой книги серию иллюстраций. Сказка о Кристиане Лакруа — первая необычная биография, которая выйдет из-под пера Мортон. В дальнейшем писательница планирует создать целую серию биографических сказок об известнейших представителях современной индустрии моды: следующими героями сказок Камиллы Мортон станут признанный мэтр легендарной обуви Маноло Бланик и американский модный дизайнер Диана фон Фюрстенберг.
Ветер перемен
В начале 2005 года поклонники французской моды услышали шокирующую новость: модельер Кристиан Лакруа оставил созданный им дом моды и передал его в собственность американским бизнесменам, а сам решил заняться развитием своего нового бренда. Но недавно стало известно, что кутюрье все-таки возвращается: новые владельцы дома Christian Lacroix, члены семьи Фалик, согласились с дизайнером, выяснив, что их маркетинговая политика полностью соответствует той, которой придерживался Лакруа. Он снова станет художественным директором, а также автором коллекций haute couture, prêt-àporter и линий аксессуаров.
Модный бренд Lacroix продолжает свою международную экспансию: теперь основное внимание уделяют Америке, Корее и Японии, где дизайнер уже открыл около тридцати фирменных магазинов. Всего в мире насчитывается более тысячи бутиков Christian Lacroix.
Сегодня Лакруа считает себя очень счастливым человеком. По прежнему рядом с ним верная Франсуаза, а страсть к историческому костюму помогла утвердить собственный стиль в современной моде, у которого множество последователей. Кутюрье по-прежнему создает подлинные исторические костюмы для души, без всяких ссылок на тенденции и моду, — для театральных спектаклей. Однако сказать, что для него важнее — творить для сцены или для того, что принято называть театром жизни, — месье Лакруа, наверное, никогда не сможет…