Томас Инс родился в семье актеров. Он начал выступать на сцене в 6 лет, а в 15 он уже дебютировал на Бродвее. Подрабатывать на разных киностудиях он начал в 1906 году. Ранний период творчества Томаса не такой уж интересный. Можно сказать, что это была учеба. В Голливуде неразбериха, актеры кочуют из одной фирмы в другую. А Томасу улыбается удача в 1911 году. Владелец фирмы «НИМП» заметил организаторские способности у Инса и сделал его руководителем фирмы «Байсн». Эта фирма специализировалась на ковбойских фильмах с цирковыми акробатами.
В 1911 году Томас Инс поставил свой первый вестерн – «Через прерии». Далее выходит целая череда фильмов: «За свободу Кубы», «Немезида», «Тень прошлого», «Последняя битва Кастера». В одном из фильмов, который назывался «Война в прериях» впервые сыграл краснокожий с именем Орлиное Перо. Томас Инс же показал себя с хорошей стороны. Он был действительно талантливым организатором и режиссером. Он первым применил студийную систему. Он решил создать группу, в задачу которой входило создание и разработка новых сценариев. Возглавил такую группу бывший писатель и журналист Сэлливан. Кроме того, Инс был мастером монтажа и его даже прозвали «лекарем больных фильмов».
В собственной киностудии «Инсвилль» Томас каждый месяц выпускал три 600-метровых фильма, которые чаще всего были про Гражданскую войну или же это был вестерн. Томас хорошо руководил постановками массовых сцен, он использовал параллельный монтаж и добивался невероятного напряжения в финальных кадрах фильма. Предпочитал Инс снимать на натуре, показывая чудеса калифорнийской природы. Очень скоро Том стал одним из самых известных деятелей кино в США. С ним могли сравниться только Ман Сеннетт и Гриффит. Центр кинопромышленности медленно переезжал в Лос-Анджелес. В новую кинокомпанию «Трайэнгл» вошли студии Гриффита, Инса и Мак Сеннетта. Каждая из студий делал один фильм в неделю. Томас специализировался на вестернах, которые принесли ему мировую славу.
Вскоре он осуществил постановку своего признанного шедевра – «Цивилизации». Сюжет этой пацифистской ленты весьма оригинален. В Белом Доме Инса принимали как почетного гостя, ибо идеи его фильма тесно перекликались с идеями президента Вильсона. В 1916 году, после премьеры «Цивилизации», в газетах об Инсе писали как о величайшем режиссере США. Фильм не мог не поразить своей художественной цельностью и своим размахом. На многих кинематографистов эта лента оказала влияние, причем сильное. Томас Инс показал всем, что кино – это настоящее искусство. Целое поколение молодежи грезило фильмами «Те, что платят», «Сестра шестерых». Где-то после 1919 года дела Инса пошли вниз, и он медленно покинул вершину кино-олимпа. С 1921 и по 1924 год он выпустил 50 фильмов, но они не имели коммерческого успеха. Великолепный сценарист Сэлливан не покидал Инса никогда. А скончался «отец вестерна» 19 ноября 1924 года. Он отправился чем-то на борту своей яхты «Идрис», его срочно отправили в больницу, а затем домой, где он и умер. Ему устроили пышные похороны, но есть и другая версия его смерти: его застрелил магнат Херст, который приревновал не без основания актрису Мэрион к Чаплину. В темноте магнату показалось, что женщина с ним целуется, и он выстрелил, но это оказался просто беседовавший с Мэрион Инс. Все газеты писали о скандальном убийстве на яхте, но слухи затихли так же быстро, как и возникли. Причина смерти – острое пищевое отравление.