В Рио-Де-Жанейро, в 1915 году, родился будущий ученый Питер Брайан Медавар. Его отец был неплохим коммерсантом, а мать была восточной красавицей из Ливана. Семья покинула Бразилию и уехала в Англию. В 1932 году Питер закончил Марлборо-колледж и получил среднее образование. Затем он поступил в Модлин-колледж при Оксфордском университете.
На первом курсе Питер вступил в научный кружок, где занялся изучением роста тканей. Он получил степень бакалавра в 1935 году. Благодаря этому он смог заняться исследованиями на кафедре патологии. Молодой ученый успешно сдал конкурсные экзамены и в 1938 году стал сотрудником Модлин-колледжа. Затем он стал старшим научным сотрудником в колледже Св. Джона при Оксфордском университете.
Во время Второй мировой войны он стал изучать пересадку тканей в ожоговом отделении Королевского лазарета в Глазго. Пересадить кожу здорового донора на место ожога не получалось. Из-за реакции отторжения трансплантат не приживался. Медавар решил создать новый метод лечения ожогов. Он берет неповрежденную кожу пациента с некоторых участков, приготовляется «кашица», которая либо накладывается на ожог сразу, либо замораживается, распиливается на тончайшие куски и накладывается на ожог. Это помогло спасти много жизней, но ученый вернулся в теоретическую область медицины. Его интересовали проблемы и перспективы трансплантации. Он начал искать условия совместимости тканей донора и реципиента.
Медавар и его коллеги пришли к выводу, что организм отторгает чужую ткань из-за иммунологических отличий. Причина отторжения - лимфоциты. Пересадка органов без отторжения возможна от одного из однояйцевых близнецов - другому. Поскольку у них одинаковые антигены. В 1947 году в Бирмингемском университете Медавар стал профессором зоологии. На основе исследований по иммунологии ему удалось разработать надежный метод диагностики однояйцевых близнецов и двойняшек.
Питер Медавар проводит эксперименты на телятах. Если кусочек кожи одного теленка прижился у другого теленка, то они однояйцевые близнецы, а если не прижился - разнояйцовые. И вроде бы метод должен работать без ошибок, как вдруг он замечает, что все трансплантаты прижились прекрасно. Причем это происходит даже тогда, когда телята-близнецы разного пола, а значит разнояйцевые. Метод дал осечку, но послужил началом нового открытия. Иммунолог из Австралии, который в то время работал в Англии, смог объяснить возникшее противоречие. Способность отличать «чужое» от «своего» генетически не наследуется, а приобретается на ранних стадиях развития. Подтвердить экспериментально свою блестящую теорию Фрэнк Бернет не смог. А вот Питер Медавар смог! Серию опытов вместе с коллегами он провел в 1951 году, и в этом же году была опубликована статья, где сообщалось о полученных результатах. Новорожденным мышкам и эмбрионам вводились ткани не родственных им взрослых особей. Подросшему реципиенту пересаживали кусочек кожи от того же донора. Трансплантат пришивался так хорошо, будто донор и реципиент были однояйцевыми близнецами.
В 1960 году Нобелевской премии в области медицины и физиологии были удостоены Питер Медавар и Фрэнк Бёрнет. Кроме того, Медавар был не только великим ученым, но и оригинальным мыслителем. Его первая книга философской направленности – «Уникальность индивидуума» – вышла в 1957 году. Через два года он провел цикл радиопередач «Будущее человека».Также большой резонанс получили его труды «Искусство найти объяснение», «Наука о жизни: современные идеи в биологии». Над книгами ему помогала работать его супруга, которая была по специальности зоологом. Скончался ученый в 1987 году, в Лондоне.