Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск



хостинг от .masterhost

Рейтинг@Mail.ru


Ксавье Филлипс — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


В современном исполнительском искусстве найдется немного артистов, чья одухотворенность, внутренняя собранность позволяют играть — без всяких скидок на возраст и «эру интернета» — на уровне великих мастеров прошлого. Гипнотический Ксавье Филлипс (Xavier Phillips), французский виолончелист — один из таких немногих. Сам его корректный сценический образ (черная сорочка, короткая стрижка, открытый умный взгляд) словно бы предвещает будущее музыкальное наслаждение. Игра Филлипса напрочь лишена вычурности, а уверенная манера звуковой лепки говорит о том, что артист работает на той глубине, где сгорает, исчезает все случайное и незначительное. Некогда эту манеру Ксавье выделил сам Мстислав Ростропович, назвав Филлипса «бриллиантом», наиболее ярким современным французским исполнителем.

Сегодня Ксавье Филлипс играет на старинной виолончели работы Маттео Гофриллера 1710 года. Звук этого дорогого инструмента, подаренного ему спонсорами, под пальцами Ксавье оживает. Темпераментный, горячий, невероятно гибкий и в то же время очень точный, — он продолжает завоевывать внимание публики и музыкальных критиков, коим артист не обделен с самого начала своей карьеры. «Звук — это зеркало души, — говорит Филлипс. — Когда вы слышите что-то особенное, это означает, что оно родилось усилием чьей-то души. Поэтому тренировать нужно, скорее, душу, чем пальцы. Расширять ее объем, чтобы душа вмещала больше красоты. Больше гнева, больше страсти».

Выпускник Парижской консерватории, 40-летний Ксавье успел стать лауреатом нескольких международных конкурсов — музыкальной молодежи в Белграде, имени Ростроповича в Эвиане и имени Чайковского в Москве (где он и познакомился с Ростроповичем). Хотя на эвианском конкурсе молодой виолончелист получил лишь третью премию, маэстро, внимательно следивший за его выступлениями и оценивший их по достоинству, присудил ему специальный приз. Познакомившись во время конкурса, музыканты впоследствии много общались и сотрудничали, а потому Ксавье можно считать в некотором роде преемником Ростроповича, легендарного виолончелиста XX века. Молодой исполнитель многому научился у своего старшего коллеги — не только техническому блеску, но и глубине мысли, остроте, охвату, художнической зоркости; скажем, Филлипс настолько оригинально переосмыслил виолончельный концерт Анри Дютийе, что услышавший его игру композитор воскликнул: «Ксавье полностью проник в это произведение!» Это было в сентябре 2006 года, когда Ксавье Филлипс был удостоен чести открывать обновленный парижский зал Плейель.

Что и говорить, совершенно удивительный звук французского виолончелиста — густой и прозрачный, как мед, концентрированный и предельно точный — оказался очень «к лицу» музыке Дютийе, равно как и произведениям других соотечественников Филлипса — Лало и Сен-Санса. Внутренняя экспрессия буквально завораживает слушателя; при этом музыкант явно не ставит целью ввести публику в мистический транс, — но, словно бы очищая авторскую мысль от штампов, готовых решений, окалины традиции, он стремится выявить ее сокровенную сущность.

Парижанин Ксавье Филлипс родился в 1971 году в семье музыкантов: мать его играет на фортепиано, отец — наполовину француз, наполовину армянин — на фортепиано и скрипке; пробовал он себя и в композиции. На виолончели юный Ксавье начал играть в 6 лет. «Музыка — вполне естественное призвание для меня, — будет вспоминать он потом. — Я никогда не думал о какой-либо иной стезе. С самого начала я занимался очень серьезно, и родители никогда не оказывали на меня давления, заставляя взять в руки виолончель. В своей комнате я устроил.себе маленькую «тюрьму» и работал как сумасшедший. Даже брал виолончель в школу, чтобы практиковаться на переменках».

«Почему я выбрал виолончель? — улыбается Ксавье. — Всем известно, что этот инструмент имеет такое же строение, как и скрипка, однако он значительно более крупных размеров. Когда я был маленьким, то, конечно, не играл еще на настоящей, «взрослой» виолончели, но не мог не видеть, что «рост» виолончели превосходит мой, и мне этот факт почему-то очень нравился. Мне всегда хотелось дотянуться до самого последнего колка... Мне кажется, я и сегодня «дотягиваюсь» — до уровня, который все время отступает вдаль».

Окончив музыкальную школу и Парижскую консерваторию в классе Филиппа Мюллера, Ксавье совершенствует свое мастерство у виолончелистов Поля Тортелье и уже упоминавшегося Мстислава Ростроповича. Как солист, помимо Парижа, выступал в Берлине, Вене, Москве, Лондоне, Гамбурге, играл с самыми престижными оркестрами, такими, как Парижский оркестр, Национальный оркестр Франции, Берлинский симфонический, Хьюстонский симфонический и др. В сезоне 2002/03 дебютировал в Америке — исполнял концерты с Национальным симфоническим оркестром в Вашингтоне под руковолством все того же Мстислава Ростроповича, своего духовного отца. С Чикагским симфоническим оркестром в апреле 2004 года под руководством Ростроповича играл «Вариации на тему рококо» Чайковского.

«Когда Мстиславу Ростроповичу исполнилось 70 лет, в честь его юбилея в Париже был дан большой прием, — вспоминает Ксавье. — По этому случаю была выпущена роскошная книга, посвященная жизни великого виолончелиста в искусстве. Очень хорошо помню: на последней странице — фотография Ростроповича на фоне планет и звездных систем. Для меня эта фотография — знаковая, потому что она очень правдивая. Фотография человека, который действительно вмещал в себе целый космос. Он же был и подлинной «звездой» сцены! А я, как маленькая планетка, лишь оказался в нужное время в нужном месте».

Дискография Ксавье Филлипса эклектична и разнообразна: Золтан Кодай соседствует здесь с Вааном Мардиросяном. Шостаковичем и Шнитке; и, тем не менее, в записях Филлипса присутствует некий общий стиль, почерк; видно, что артист." нравятся незаигранные программы, что он открыт новому.

Первая вышедшая в соавторстве с турецким пианистом Хусейном Серметом запись Ксавье Филлипса (на лейбле Harmonia Mundi), включавшая произведения Шостаковича, Прокофьева и Шнитке, сразу же получила во Франции Гран-При дю Диск. Здесь оба музыканта достигли редкостного проникновения в материал, а звук виолончели Филлипса по утонченности и проникновению можно было сравнить лишь со звуком скрипки. (К слову, полюбить и понять русскую музыку в программе этого диска помог Ксавье все тот же Ростропович). Концерт Лало с Bayensche Kammerphilharmonie. выпущенный компанией EMJ, также получил приз от известного журнала Le Monde de la Musique. И сегодня молодой виолончелист продолжает искать и находить интересные программы, прокладывая свою дорогу в музыке. Последняя работа Филлипса — компакт-диск, полностью посвященный армянской академической музыке, которую музыкант хорошо усвоил от своего отца.

Кроме периодических выступлений, Ксавье ведет класс виолончели в Парижской музыкальной академии, дает многочисленные семинары и мастер-классы. Он уже давно расстался с мыслью о спокойной и комфортной жизни (современная гастрольная политика этого не позволяет никому из достойных музыкантов) и мечтает лишь о том, чтобы больше времени уделять своей семье — жене и 8-летнему сыну.

В противовес однодневкам академической сцены (которых много!), такими как go go танцы, свои программы Ксавье готовит очень долго и скрупулезно. Продюсеры сетуют: Филлипс добился бы в свои годы гораздо более шумного успеха, вкладывай он больше сил в собственную раскрутку. Но музыкант иного мнения. «Мне не нужно быть звездой, — тоном, не допускающим возражений, говорит он. — Я хочу лишь играть и через свою игру говорить то, о чем хотел бы сказать».