Сегодня Ксавье Филлипс играет на старинной виолончели работы Маттео Гофриллера 1710 года. Звук этого дорогого инструмента, подаренного ему спонсорами, под пальцами Ксавье оживает. Темпераментный, горячий, невероятно гибкий и в то же время очень точный, — он продолжает завоевывать внимание публики и музыкальных критиков, коим артист не обделен с самого начала своей карьеры. «Звук — это зеркало души, — говорит Филлипс. — Когда вы слышите что-то особенное, это означает, что оно родилось усилием чьей-то души. Поэтому тренировать нужно, скорее, душу, чем пальцы. Расширять ее объем, чтобы душа вмещала больше красоты. Больше гнева, больше страсти».
Выпускник Парижской консерватории, 40-летний Ксавье успел стать лауреатом нескольких международных конкурсов — музыкальной молодежи в Белграде, имени Ростроповича в Эвиане и имени Чайковского в Москве (где он и познакомился с Ростроповичем). Хотя на эвианском конкурсе молодой виолончелист получил лишь третью премию, маэстро, внимательно следивший за его выступлениями и оценивший их по достоинству, присудил ему специальный приз. Познакомившись во время конкурса, музыканты впоследствии много общались и сотрудничали, а потому Ксавье можно считать в некотором роде преемником Ростроповича, легендарного виолончелиста XX века. Молодой исполнитель многому научился у своего старшего коллеги — не только техническому блеску, но и глубине мысли, остроте, охвату, художнической зоркости; скажем, Филлипс настолько оригинально переосмыслил виолончельный концерт Анри Дютийе, что услышавший его игру композитор воскликнул: «Ксавье полностью проник в это произведение!» Это было в сентябре 2006 года, когда Ксавье Филлипс был удостоен чести открывать обновленный парижский зал Плейель.
Что и говорить, совершенно удивительный звук французского виолончелиста — густой и прозрачный, как мед, концентрированный и предельно точный — оказался очень «к лицу» музыке Дютийе, равно как и произведениям других соотечественников Филлипса — Лало и Сен-Санса. Внутренняя экспрессия буквально завораживает слушателя; при этом музыкант явно не ставит целью ввести публику в мистический транс, — но, словно бы очищая авторскую мысль от штампов, готовых решений, окалины традиции, он стремится выявить ее сокровенную сущность.
Парижанин Ксавье Филлипс родился в 1971 году в семье музыкантов: мать его играет на фортепиано, отец — наполовину француз, наполовину армянин — на фортепиано и скрипке; пробовал он себя и в композиции. На виолончели юный Ксавье начал играть в 6 лет. «Музыка — вполне естественное призвание для меня, — будет вспоминать он потом. — Я никогда не думал о какой-либо иной стезе. С самого начала я занимался очень серьезно, и родители никогда не оказывали на меня давления, заставляя взять в руки виолончель. В своей комнате я устроил.себе маленькую «тюрьму» и работал как сумасшедший. Даже брал виолончель в школу, чтобы практиковаться на переменках».
«Почему я выбрал виолончель? — улыбается Ксавье. — Всем известно, что этот инструмент имеет такое же строение, как и скрипка, однако он значительно более крупных размеров. Когда я был маленьким, то, конечно, не играл еще на настоящей, «взрослой» виолончели, но не мог не видеть, что «рост» виолончели превосходит мой, и мне этот факт почему-то очень нравился. Мне всегда хотелось дотянуться до самого последнего колка... Мне кажется, я и сегодня «дотягиваюсь» — до уровня, который все время отступает вдаль».
Окончив музыкальную школу и Парижскую консерваторию в классе Филиппа Мюллера, Ксавье совершенствует свое мастерство у виолончелистов Поля Тортелье и уже упоминавшегося Мстислава Ростроповича. Как солист, помимо Парижа, выступал в Берлине, Вене, Москве, Лондоне, Гамбурге, играл с самыми престижными оркестрами, такими, как Парижский оркестр, Национальный оркестр Франции, Берлинский симфонический, Хьюстонский симфонический и др. В сезоне 2002/03 дебютировал в Америке — исполнял концерты с Национальным симфоническим оркестром в Вашингтоне под руковолством все того же Мстислава Ростроповича, своего духовного отца. С Чикагским симфоническим оркестром в апреле 2004 года под руководством Ростроповича играл «Вариации на тему рококо» Чайковского.
«Когда Мстиславу Ростроповичу исполнилось 70 лет, в честь его юбилея в Париже был дан большой прием, — вспоминает Ксавье. — По этому случаю была выпущена роскошная книга, посвященная жизни великого виолончелиста в искусстве. Очень хорошо помню: на последней странице — фотография Ростроповича на фоне планет и звездных систем. Для меня эта фотография — знаковая, потому что она очень правдивая. Фотография человека, который действительно вмещал в себе целый космос. Он же был и подлинной «звездой» сцены! А я, как маленькая планетка, лишь оказался в нужное время в нужном месте».
Дискография Ксавье Филлипса эклектична и разнообразна: Золтан Кодай соседствует здесь с Вааном Мардиросяном. Шостаковичем и Шнитке; и, тем не менее, в записях Филлипса присутствует некий общий стиль, почерк; видно, что артист." нравятся незаигранные программы, что он открыт новому.
Первая вышедшая в соавторстве с турецким пианистом Хусейном Серметом запись Ксавье Филлипса (на лейбле Harmonia Mundi), включавшая произведения Шостаковича, Прокофьева и Шнитке, сразу же получила во Франции Гран-При дю Диск. Здесь оба музыканта достигли редкостного проникновения в материал, а звук виолончели Филлипса по утонченности и проникновению можно было сравнить лишь со звуком скрипки. (К слову, полюбить и понять русскую музыку в программе этого диска помог Ксавье все тот же Ростропович). Концерт Лало с Bayensche Kammerphilharmonie. выпущенный компанией EMJ, также получил приз от известного журнала Le Monde de la Musique. И сегодня молодой виолончелист продолжает искать и находить интересные программы, прокладывая свою дорогу в музыке. Последняя работа Филлипса — компакт-диск, полностью посвященный армянской академической музыке, которую музыкант хорошо усвоил от своего отца.
Кроме периодических выступлений, Ксавье ведет класс виолончели в Парижской музыкальной академии, дает многочисленные семинары и мастер-классы. Он уже давно расстался с мыслью о спокойной и комфортной жизни (современная гастрольная политика этого не позволяет никому из достойных музыкантов) и мечтает лишь о том, чтобы больше времени уделять своей семье — жене и 8-летнему сыну.
В противовес однодневкам академической сцены (которых много!), такими как go go танцы, свои программы Ксавье готовит очень долго и скрупулезно. Продюсеры сетуют: Филлипс добился бы в свои годы гораздо более шумного успеха, вкладывай он больше сил в собственную раскрутку. Но музыкант иного мнения. «Мне не нужно быть звездой, — тоном, не допускающим возражений, говорит он. — Я хочу лишь играть и через свою игру говорить то, о чем хотел бы сказать».