НИКУЛИН Юрий Владимирович (18 декабря 1921, г. Демидов Смоленской области - 21 августа 1997, Москва), российский актер цирка и кино. Народный артист СССР (1973). Лауреат Государственной премии РСФСР (1970). Участник Великой Отечественной войны.
В 1949 окончил студию разговорных жанров при Московском цирке и стал там же выступать в жанре клоунады (в дуэте с М. Шуйдиным). Приобретя известность в цирковых интермедиях, в которых смешные репризы и пантомима сочетались с мастерским выполнением трюковых номеров, Никулин был в 1958 приглашен в кино, где в небольших ролях ("Девушка с гитарой", "Неподдающиеся", "Друг мой, Колька!", "Без страха и упрека") первоначально повторял, по сути, цирковые приемы эксцентрики. Казалось бы, и знаменитая киномаска Балбеса (короткометражки Л. И. Гайдая "Пес Барбос и необычайный кросс" и "Самогонщики", 1961, а также его же комедии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", 1965; "Кавказская пленница", 1966), которая пользовалась невероятной зрительской популярностью, была создана по законам исключительно внешнего комизма.
Однако сыгранные тогда же вновь у Гайдая роли в фильмах "Деловые люди" (1963) и "Бриллиантовая рука" (1968) подтвердили, что Никулин склонен обнаруживать за маской комического героя по-своему страдательную натуру, а несколько простоватая физиономия не исключает наличия у ее обладателя подлинных человеческих чувств, порой весьма драматических переживаний. К счастью, актер уже успел в убедительной житейской драме "Когда деревья были большими" (1962) с блеском продемонстрировать несоответствие обманчивого облика сложному внутреннему естеству того, кто считается отверженным в обществе. Способность к лиризму и трогательность в исполнении роли трудно перевоспитывающегося пьяницы Кузьмы Иорданова пригодилась Никулину в фильмах "Ко мне, Мухтар!" (1965), "Телеграмма" и "Двенадцать стульев" (1971), "Старики-разбойники" (1972), "Точка, точка, запятая..." (1973) и особенно "Чучело" (1984), в которых он создал образы простодушных, наивных, чудаковатых, но чрезвычайно добрых и отзывчивых героев. Природный трагикомизм таких персонажей, как монах Патрикей ("Андрей Рублев", 1966, выпуск на экран - 1971) и солдат Некрасов ("Они сражались за родину", 1975), из-за жестокости исторических событий, участниками которых они оказываются, поневоле приобретает подлинно драматический пафос.
Вершиной актерского мастерства Никулина в кино стала уникальная по достоверности, максимально сдержанная по манере и вместе с тем подспудно наполненная богатыми эмоциями роль журналиста Лопатина в ленте "Двадцать дней без войны" (1977) А. Ю. Германа. Став в 1982 главным режиссером и директором Цирка на Цветном бульваре, Никулин, к сожалению, практически перестал сниматься в кино, но часто появлялся на телевидении (особенно удавалась ему роль ведущего в передаче "Белый попугай"). Подкупающая искренность, неподдельная человеческая теплота, умение расцвечивать жизнь, тонкое чувство юмора снискали ему подлинно народную любовь.
В 2000 в Москве рядом со зданием цирка на Цветном бульваре открыт памятник Юрию Никулину (скульптор Александр Рукавишников, архитектор Михаил Посохин).
В 1949 окончил студию разговорных жанров при Московском цирке и стал там же выступать в жанре клоунады (в дуэте с М. Шуйдиным). Приобретя известность в цирковых интермедиях, в которых смешные репризы и пантомима сочетались с мастерским выполнением трюковых номеров, Никулин был в 1958 приглашен в кино, где в небольших ролях ("Девушка с гитарой", "Неподдающиеся", "Друг мой, Колька!", "Без страха и упрека") первоначально повторял, по сути, цирковые приемы эксцентрики. Казалось бы, и знаменитая киномаска Балбеса (короткометражки Л. И. Гайдая "Пес Барбос и необычайный кросс" и "Самогонщики", 1961, а также его же комедии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", 1965; "Кавказская пленница", 1966), которая пользовалась невероятной зрительской популярностью, была создана по законам исключительно внешнего комизма.
Однако сыгранные тогда же вновь у Гайдая роли в фильмах "Деловые люди" (1963) и "Бриллиантовая рука" (1968) подтвердили, что Никулин склонен обнаруживать за маской комического героя по-своему страдательную натуру, а несколько простоватая физиономия не исключает наличия у ее обладателя подлинных человеческих чувств, порой весьма драматических переживаний. К счастью, актер уже успел в убедительной житейской драме "Когда деревья были большими" (1962) с блеском продемонстрировать несоответствие обманчивого облика сложному внутреннему естеству того, кто считается отверженным в обществе. Способность к лиризму и трогательность в исполнении роли трудно перевоспитывающегося пьяницы Кузьмы Иорданова пригодилась Никулину в фильмах "Ко мне, Мухтар!" (1965), "Телеграмма" и "Двенадцать стульев" (1971), "Старики-разбойники" (1972), "Точка, точка, запятая..." (1973) и особенно "Чучело" (1984), в которых он создал образы простодушных, наивных, чудаковатых, но чрезвычайно добрых и отзывчивых героев. Природный трагикомизм таких персонажей, как монах Патрикей ("Андрей Рублев", 1966, выпуск на экран - 1971) и солдат Некрасов ("Они сражались за родину", 1975), из-за жестокости исторических событий, участниками которых они оказываются, поневоле приобретает подлинно драматический пафос.
Вершиной актерского мастерства Никулина в кино стала уникальная по достоверности, максимально сдержанная по манере и вместе с тем подспудно наполненная богатыми эмоциями роль журналиста Лопатина в ленте "Двадцать дней без войны" (1977) А. Ю. Германа. Став в 1982 главным режиссером и директором Цирка на Цветном бульваре, Никулин, к сожалению, практически перестал сниматься в кино, но часто появлялся на телевидении (особенно удавалась ему роль ведущего в передаче "Белый попугай"). Подкупающая искренность, неподдельная человеческая теплота, умение расцвечивать жизнь, тонкое чувство юмора снискали ему подлинно народную любовь.
В 2000 в Москве рядом со зданием цирка на Цветном бульваре открыт памятник Юрию Никулину (скульптор Александр Рукавишников, архитектор Михаил Посохин).