Его отец, Алан Белл, долгое время работал сотрудником Института Кинси, был почетным профессором Индианского университета. Мама, также будучи психологом, играла на рояле, любила музыку и свою любовь передала сыну.
Ученик выходца из России, скрипача Джозефа Гингольда, Белл не слишком отличался от других детей, предпочитая музицированию игры: футбол и теннис. Перелом в сознании произошел неожиданно. В 10 лет Джошуа участвовал в детском чемпионате США по теннису. Однажды на турнире, проходившем за городом, кто-то подарил мальчику кассету с записью величайшего скрипача XX века Яши Хейфеца. Беллу так понравилась игра, что он брал с собой плеер в кровать и слушал после отбоя, пока не засыпал. Так быстро сформировалось его убеждение стать скрипачом.
Беллу прекрасно удается сочетать карьеру блестящего академического музыканта с участием в телепередачах и записью музыки для популярных фильмов. Именно Белл — что является известным фактом — исполнял музыку Джона Корильяно для саунд-трека к фильму «Красная скрипка». Позже, получая премию «Оскар», Корильяно поблагодарил скрипача за вдохновенное, исполнение своей музыки, сказав с талантливой краткостью: «Ажошуа играет как Бог».
Самый громкий эксперимент с участием музыканта был проведен 12 января 2007 гола по инициативе газеты Washington Post на протяжении 45 минут Белл играл Баха и Моцарта в вестибюле станции метро в Вашингтоне под видом обычного уличного музыканта — из тысячи человек, проходивших мимо, лишь один узнал его в лицо. Это была женщина, она положила в футляр музыканта двадцать долларов и представилась Беллу по окончании импровизированного концерта. Эксперимент был описан и проанализирован в развернутом очерке известного журналиста Джина Вайнгартена.
Возникает вопрос: что это было? Попытка показать, что классическая музыка не столь популярна? Что известность — по крайней мере, для академического музыканта, отмеченного высшей наградой США для исполнителей классики — премией Эвери Фишера, — ничего не значит? Что человек в принципе одинок? По крайней мере, поставив столь смелый, необычный эксперимент, Джошуа продемонстрировал родительское влияние: здесь он выступил как психолог, не чуждающийся испытаний, не боящийся идти опытным путем.
Сам музыкант больше всего изумился тому, что большинство прохожих даже не повернули голову в его сторону, как будто его вовсе не существовало. Впрочем, чистильщица обуви на станции сочла, что его исполнение слитком громкое. Не меньше Белла удивлены были и авторы проекта — журналисты из Washington Post: они-то думали, что в Вашингтоне, одном из самых музыкально развитых городов Америки, Белл соберет в обычном переходе столько слушателей, что может понадобиться полиция.
Слава к Джошуа Беллу, как и выдающаяся скрипка Gibson ех-Hubennan работы Антонио Страдивари 1713 года, на которой он играет, пришли не сразу Уроки игры на скрипке Джошуа начал брать в четыре года. Началось это после того, как мать увидела его, перевязавшего аптечными резинками, собранными со всего дома, ручки ящиков комода и извлекавшего из этой конструкции услышанную ранее мелодию. Родители купили ему скрипку и отправили учиться. Буквально сразу же мальчик продемонстрировал невероятный талант.
Уже в 14 лет Белл солировал с Филадельфийским оркестром под управлением Риккардо Мути. В Карнеги-холле Джошуа дебютировал в 1985-м с Симфоническим оркестром Сент-Луиса. С тех пор он успел выступить практически со всеми крупными оркестрами и дирижерами мира. Помимо обычного для таких концертов классического репертуара, Белл исполняет целый ряд новых работ — в частности, посвященный ему скрипичный концерт Николаса Мо, запись которого принесла Беллу «Грэмми» в 1993 году.
Впервые с драгоценной скрипкой Страдивари Gibson ех-Hubennan, купленной у немецкого коллекционера, Джошуа появился на фирменном CD в 2003-м; запись эта — Romance of the Violin — выдержала тираж в 5 млн экземпляров pi четыре недели продержалась на вершине хит-парадов классической музыки. «Скрипичный романс» был назван журналом Billboard «лучшим классическим компакт-диском 2004 года».
Почему музыкант предпочитает играть именно на этой скрипке Страдивари? Во-первых, это — скрипка с историей. Она принадлежала знаменитому виртуозу первой половины XX века Брониславу Губерману. Во-вторых, скрипка характерна необычайной красотой звучания. «Богатая палитра звука скрипки Страдивари открывает всю поистине необъятную колористическую гамму, — объясняет Джошуа. — Если вы умеете играть на скрипке, если вы хороший колорист, на Страдивари можно сделать все! При этом каждая нота должна обладать собственным вибрато, в зависимости от настроения исполняемой фразы».
Вот Джошуа играет Первый скрипичный концерт Прокофьева... Музыка лишена стереотипных романтических красивостей, голос солирующей скрипки на фоне тремоло оркестра погружает в состояние задумчивости, почти сна, — чтобы вернуться расцвеченной, гармонически насыщенной темой в финале. Впечатление, будто Джошуа заставляет скрипку говорить. При этом корректное поведение артиста на сцене, отсутствие аффектации и лишних движений не выдает в нем музыканта, лелеющего собственную популярность, из тех, что, увы, привыкли играть на публику — в прямом и переносном смыслах.
«Классическая музыка задействует все уголки сознания, все мыслительные и душевные силы, требует активного соучастия — вот почему мы так ее любим, — считает Белл и добавляет: — Если мы отключены от мира, замкнуты от него наушниками плеера или мобильного телефона, если мы окружаем себя пищалками и дуделками и привыкли проводить время в суете, то вряд ли поймем ее прелесть, ее глубины. Музыка заражает своей красотой — и преображает того, кто прикасается к ней. Взять, к примеру, меня. Я любил игру на компьютере, временно работал по принципу читаем и зарабатываем, любил теннис, пинг-понг, все виды спорта с мячом, но в итоге с головой ушел в музыку».
Помимо напряженной концертной программы, Джошуа преподает, читает лекции в звании профессора сразу в нескольких музыкальных вузах Америки. У Джошуа подписан эксклюзивный контракт с Sony Classical, компанией, которая привлекает новую аудиторию в сферу классической музыки и открывает новые сочинения для слушателей и ценителей по всему миру. Помимо этого, Белл известен как автор собственных каденций к концертам Бетховена и Мендельсона, Сибелиуса и Еольдмарка, которые были высоко оценены критиками. В его исполнении номинировалась на «Грэмми» и запись Фантазии Гершвина, премьера сочинения для скрипки с оркестром на темы из «Порги и Бесс». В 2010 году Белл снялся в пяти прямых эфирах из Линкольн-wентра под названием «Джошуа Белл с друзьями в Пентхаусе» (Joshua Bell With Friends The Penthouse). Среди других шоу, в которых участвовал артист, — сюита «Вестсайдская история», концерт «День памяти» перед Белым домом.
40-летний музыкант полон сил и энергии. Об этом говорит хотя бы тот факт, что, помимо сольных выступлений и педагогики, он обратился еще и к искусству дирижирования. Недавно Джошуа Белл был назначен музыкальным директором оркестра Академии св. Мартина, сменив на этом посту основателя коллектива — сэра Невилла Марринера. Первый же концертный тур по городам США получил много положительных откликов в прессе, а один из оркестрантов в статье для журнала Gramophone написал: «восторг публики был по своей силе сравним с реакцией на рок-концерте». В ближайшее время выйдут первые записи с этим оркестром под руководством Джошуа Белла: Четвертая и Седьмая симфонии Бетховена. Говорят, Джошуа не чужд суевериям. У него есть даже свой предконцертный ритуал. Он обязательно съедает перед выступлением один банан и перед самым выходом на сцену с большого расстояния бросает бумажное полотенце в ведро. Если попадет — концерт пройдет хорошо, если нет — плохо. Вот так может стоять и бросать до тех пор, пока не попадет в «корзину». А импровизированная пауза лишь подогревает слушателя, предвкушающего выступление артиста.
Ему ближе романтический подход к исполнительству, даже во «Временах года» Вивальди. Собственно, Белл считает аутентичное направление в исполнительском искусстве ненастоящим — прежде всего, потому, что утеряны ключи понимания того, как именно исполнялась эта музыка во времена Вивальди и Баха. В XX веке все пронзил, пропитал собой романтизм, став уже неотделимым от нашего восприятия. «Пытаться играть аутентично — все равно что танцевать рок-н-ролл в камзоле», — утверждает Белл.
И он играет — ярко и с нервом. «Как артист я отражаю свое время, — философствует скрипач. — Ко мне часто приходят и говорят: «Мы живем в сумасшедшие времена скоростей, поэтому ваша манера, ваше поведение, наконец, ваша игра не должны отражать их». На что я чаще всего отвечаю: «Посмотрите на время, в котором жили Моцарт и Бетховен. Кровавые революции, войны, антисанитария, смерть повсюду... Матерей, умирающих при родах, было в разы больше, чем сейчас. И при этом — какая музыка!.. Да, я забыл признаться: я люблю свое время!».
Что Джошуа Белл советует начинающим музыкантам? «Одна из вещей, о которой я узнал еще в детстве, — говорит он, — заключается в том, что есть разные пути к успеху, но у человека, каждого из нас, путь только один. Вы должны найти его».