Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск



хостинг от .masterhost

Рейтинг@Mail.ru


Джошуа Белл — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


Джошуа Белл (англ. Joshua Bell; род. 9 декабря 1967, Блумингтон, штат Индиана) — американский скрипач. Лауреат премии Грэмми.

Его отец, Алан Белл, долгое время работал сотрудником Института Кинси, был почетным профессором Индианского университета. Мама, также будучи психологом, играла на рояле, любила музыку и свою любовь передала сыну.

Ученик выходца из России, скрипача Джозефа Гингольда, Белл не слишком отличался от других детей, предпочитая музицированию игры: футбол и теннис. Перелом в сознании произошел неожиданно. В 10 лет Джошуа участвовал в детском чемпионате США по теннису. Однажды на турнире, проходившем за городом, кто-то подарил мальчику кассету с записью величайшего скрипача XX века Яши Хейфеца. Беллу так понравилась игра, что он брал с собой плеер в кровать и слушал после отбоя, пока не засыпал. Так быстро сформировалось его убеждение стать скрипачом.

Беллу прекрасно удается сочетать карьеру блестящего академического музыканта с участием в телепередачах и записью музыки для популярных фильмов. Именно Белл — что является известным фактом — исполнял музыку Джона Корильяно для саунд-трека к фильму «Красная скрипка». Позже, получая премию «Оскар», Корильяно поблагодарил скрипача за вдохновенное, исполнение своей музыки, сказав с талантливой краткостью: «Ажошуа играет как Бог».

Самый громкий эксперимент с участием музыканта был проведен 12 января 2007 гола по инициативе газеты Washington Post на протяжении 45 минут Белл играл Баха и Моцарта в вестибюле станции метро в Вашингтоне под видом обычного уличного музыканта — из тысячи человек, проходивших мимо, лишь один узнал его в лицо. Это была женщина, она положила в футляр музыканта двадцать долларов и представилась Беллу по окончании импровизированного концерта. Эксперимент был описан и проанализирован в развернутом очерке известного журналиста Джина Вайнгартена.

Возникает вопрос: что это было? Попытка показать, что классическая музыка не столь популярна? Что известность — по крайней мере, для академического музыканта, отмеченного высшей наградой США для исполнителей классики — премией Эвери Фишера, — ничего не значит? Что человек в принципе одинок? По крайней мере, поставив столь смелый, необычный эксперимент, Джошуа продемонстрировал родительское влияние: здесь он выступил как психолог, не чуждающийся испытаний, не боящийся идти опытным путем.

Сам музыкант больше всего изумился тому, что большинство прохожих даже не повернули голову в его сторону, как будто его вовсе не существовало. Впрочем, чистильщица обуви на станции сочла, что его исполнение слитком громкое. Не меньше Белла удивлены были и авторы проекта — журналисты из Washington Post: они-то думали, что в Вашингтоне, одном из самых музыкально развитых городов Америки, Белл соберет в обычном переходе столько слушателей, что может понадобиться полиция.

Слава к Джошуа Беллу, как и выдающаяся скрипка Gibson ех-Hubennan работы Антонио Страдивари 1713 года, на которой он играет, пришли не сразу Уроки игры на скрипке Джошуа начал брать в четыре года. Началось это после того, как мать увидела его, перевязавшего аптечными резинками, собранными со всего дома, ручки ящиков комода и извлекавшего из этой конструкции услышанную ранее мелодию. Родители купили ему скрипку и отправили учиться. Буквально сразу же мальчик продемонстрировал невероятный талант.

Уже в 14 лет Белл солировал с Филадельфийским оркестром под управлением Риккардо Мути. В Карнеги-холле Джошуа дебютировал в 1985-м с Симфоническим оркестром Сент-Луиса. С тех пор он успел выступить практически со всеми крупными оркестрами и дирижерами мира. Помимо обычного для таких концертов классического репертуара, Белл исполняет целый ряд новых работ — в частности, посвященный ему скрипичный концерт Николаса Мо, запись которого принесла Беллу «Грэмми» в 1993 году.

Впервые с драгоценной скрипкой Страдивари Gibson ех-Hubennan, купленной у немецкого коллекционера, Джошуа появился на фирменном CD в 2003-м; запись эта — Romance of the Violin — выдержала тираж в 5 млн экземпляров pi четыре недели продержалась на вершине хит-парадов классической музыки. «Скрипичный романс» был назван журналом Billboard «лучшим классическим компакт-диском 2004 года».

Почему музыкант предпочитает играть именно на этой скрипке Страдивари? Во-первых, это — скрипка с историей. Она принадлежала знаменитому виртуозу первой половины XX века Брониславу Губерману. Во-вторых, скрипка характерна необычайной красотой звучания. «Богатая палитра звука скрипки Страдивари открывает всю поистине необъятную колористическую гамму, — объясняет Джошуа. — Если вы умеете играть на скрипке, если вы хороший колорист, на Страдивари можно сделать все! При этом каждая нота должна обладать собственным вибрато, в зависимости от настроения исполняемой фразы».

Вот Джошуа играет Первый скрипичный концерт Прокофьева... Музыка лишена стереотипных романтических красивостей, голос солирующей скрипки на фоне тремоло оркестра погружает в состояние задумчивости, почти сна, — чтобы вернуться расцвеченной, гармонически насыщенной темой в финале. Впечатление, будто Джошуа заставляет скрипку говорить. При этом корректное поведение артиста на сцене, отсутствие аффектации и лишних движений не выдает в нем музыканта, лелеющего собственную популярность, из тех, что, увы, привыкли играть на публику — в прямом и переносном смыслах.

«Классическая музыка задействует все уголки сознания, все мыслительные и душевные силы, требует активного соучастия — вот почему мы так ее любим, — считает Белл и добавляет: — Если мы отключены от мира, замкнуты от него наушниками плеера или мобильного телефона, если мы окружаем себя пищалками и дуделками и привыкли проводить время в суете, то вряд ли поймем ее прелесть, ее глубины. Музыка заражает своей красотой — и преображает того, кто прикасается к ней. Взять, к примеру, меня. Я любил игру на компьютере, временно работал по принципу читаем и зарабатываем, любил теннис, пинг-понг, все виды спорта с мячом, но в итоге с головой ушел в музыку».

Помимо напряженной концертной программы, Джошуа преподает, читает лекции в звании профессора сразу в нескольких музыкальных вузах Америки. У Джошуа подписан эксклюзивный контракт с Sony Classical, компанией, которая привлекает новую аудиторию в сферу классической музыки и открывает новые сочинения для слушателей и ценителей по всему миру. Помимо этого, Белл известен как автор собственных каденций к концертам Бетховена и Мендельсона, Сибелиуса и Еольдмарка, которые были высоко оценены критиками. В его исполнении номинировалась на «Грэмми» и запись Фантазии Гершвина, премьера сочинения для скрипки с оркестром на темы из «Порги и Бесс». В 2010 году Белл снялся в пяти прямых эфирах из Линкольн-wентра под названием «Джошуа Белл с друзьями в Пентхаусе» (Joshua Bell With Friends The Penthouse). Среди других шоу, в которых участвовал артист, — сюита «Вестсайдская история», концерт «День памяти» перед Белым домом.

40-летний музыкант полон сил и энергии. Об этом говорит хотя бы тот факт, что, помимо сольных выступлений и педагогики, он обратился еще и к искусству дирижирования. Недавно Джошуа Белл был назначен музыкальным директором оркестра Академии св. Мартина, сменив на этом посту основателя коллектива — сэра Невилла Марринера. Первый же концертный тур по городам США получил много положительных откликов в прессе, а один из оркестрантов в статье для журнала Gramophone написал: «восторг публики был по своей силе сравним с реакцией на рок-концерте». В ближайшее время выйдут первые записи с этим оркестром под руководством Джошуа Белла: Четвертая и Седьмая симфонии Бетховена. Говорят, Джошуа не чужд суевериям. У него есть даже свой предконцертный ритуал. Он обязательно съедает перед выступлением один банан и перед самым выходом на сцену с большого расстояния бросает бумажное полотенце в ведро. Если попадет — концерт пройдет хорошо, если нет — плохо. Вот так может стоять и бросать до тех пор, пока не попадет в «корзину». А импровизированная пауза лишь подогревает слушателя, предвкушающего выступление артиста.

Ему ближе романтический подход к исполнительству, даже во «Временах года» Вивальди. Собственно, Белл считает аутентичное направление в исполнительском искусстве ненастоящим — прежде всего, потому, что утеряны ключи понимания того, как именно исполнялась эта музыка во времена Вивальди и Баха. В XX веке все пронзил, пропитал собой романтизм, став уже неотделимым от нашего восприятия. «Пытаться играть аутентично — все равно что танцевать рок-н-ролл в камзоле», — утверждает Белл.

И он играет — ярко и с нервом. «Как артист я отражаю свое время, — философствует скрипач. — Ко мне часто приходят и говорят: «Мы живем в сумасшедшие времена скоростей, поэтому ваша манера, ваше поведение, наконец, ваша игра не должны отражать их». На что я чаще всего отвечаю: «Посмотрите на время, в котором жили Моцарт и Бетховен. Кровавые революции, войны, антисанитария, смерть повсюду... Матерей, умирающих при родах, было в разы больше, чем сейчас. И при этом — какая музыка!.. Да, я забыл признаться: я люблю свое время!».

Что Джошуа Белл советует начинающим музыкантам? «Одна из вещей, о которой я узнал еще в детстве, — говорит он, — заключается в том, что есть разные пути к успеху, но у человека, каждого из нас, путь только один. Вы должны найти его».