Яркое актерское дарование
В 1951 окончил театральное училище имени Б. В. Щукина и стал актером Московского ТЮЗа. В 1957-59 руководил студенческим театром МГУ. В 1958-60 - главный режиссер Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. Снимался в кино с 1954. Первый значительный образ создал в фильме "Шинель" (1959), сыграв Акакия Акакиевича Башмачкина в лучших традициях русской психологической школы, одновременно подчеркнув трагикомичность "маленького человека". Эта тема в разных регистрах проигрывается в ряде других актерских работ Быкова: эксцентрично ("Я шагаю по Москве", 1964), фарсово ("Женитьба Бальзаминова", 1965; "Последняя реликвия", 1971), трагифарсово (телефильм "Вызываем огонь на себя", 1965; "Андрей Рублев", 1966), приобретая драматическое измерение ("Звонят, откройте дверь!" и "Здравствуй, это я!", 1966) или даже трагический пафос ("Комиссар", 1967, выпуск 1988, премия "Ника" за роль).
От актерских работ к режиссуре
Хотя актер предпочитал намеренно снижать возвышенную героику при помощи юмористической трактовки ("Служили два товарища", 1968), чуть остраняя поведение персонажа в исключительной ситуации ("Мертвый сезон", 1968) или же явно заземляя героя ("Операция "С Новым годом", 1971, выпуск; "Проверка на дорогах", 1986). Страсть Быкова к буффонаде, карнавализации, демонстративному обнажению приемов игры, сознательному нарушению рамок искусства очевиднее всего проявилась в режиссерской работе "Айболит-66" (также лихо и виртуозно он сыграл в нем роль Бармалея), в которой талантливо и новаторски использовал жанр мюзикла и принцип вариоэкрана, что позднее применил в лирической комедии "Автомобиль, скрипка и собака Клякса" (1975).
Однако щедро одаривая зрителей остроумными и блестящими актерскими находками в ряде лент 1970-х годов (телефильмы "Большая перемена", "Приключения Буратино", "Про Красную Шапочку", киноленты "Деревня Утка", "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников"), он все-таки чаще разбрасывался впустую. После постановки нескольких картин для детей и юношества ("Семь нянек", 1962; "Пропало лето", 1964, совместно с Н. В. Орловым; "Внимание, черепаха!", 1970, главная премия на Международном кинофестивале детских фильмов в Москве; "Телеграмма", 1972) Быков смог добиться лишь на телевидении в 1977 реализации давно вынашиваемой экранизации "Носа" Н. В. Гоголя (сыграл также четыре роли). Неожиданно мрачная интерпретация и некоторый стилевой разнобой этой ленты повлияли на то, что она встретила раздражение начальства и была показана в советские времена только один раз.
Вынужденно сосредоточившись на актерской деятельности, Быков удачнее выступал в трагикомическом амплуа ("Подранки", 1977; "Из жизни отдыхающих", 1981). С большим трудом, преодолевая сопротивление различных инстанций, он все-таки смог снять свою самую бескомпромиссную работу - нравственную драму из жизни школьников "Чучело" (1984, Государственная премия СССР, 1986).
В последние годы
Со второй половины 1980-х годов, посвятив себя занятиям в продюсерско-руководящей сфере (сначала в объединении "Юность" на "Мосфильме", потом в созданном в 1989 Всесоюзном центре кино и телевидения для детей и юношества, ныне Международном фонде развития кино и телевидения для детей и юношества имени Ролана Быкова), стал редко сниматься. Хотя эти немногочисленные роли, не лишенные трагизма ("Письма мертвого человека", 1986; "Серые волки", 1992) или трагифарсовые ("Оно", 1990), вполне можно соотнести с работами лучшего актерского периода в творчестве Быкова во второй половине 1960-х годов, когда он даже подготовил в театре роль Пушкина, но так и не получил соизволения предстать на сцене.