Наверное, нет такого человека, который не знал бы о Кусто и его увлекательных путешествиях. Помимо его основной деятельности, Кусто был творческой личностью и серьезно занимался спортом. Даже в самых драматичных моментах жизни этот человек не опускал руки и шел дальше. В его жизни было много взлетов и падений, он испытывал научные неудачи, похоронил взрослого сына, был свидетелем того, как затонул его корабль «Калипсо» на котором многие годы путешествовал со своей командой. Но, ничто не убило в нем жажду к новым открытиям.
Жак-Ив Кусто появился на свет в городе Сен-Андре-де-Кюзак в семье коммерсанта. Спустя время семья переехала в Америку, где Кусто поступил в военно-морскую академию. После окончания академии, его назначили командиром французской морской базы в Шанхае, которая занималась обеспечением кораблей, находившихся в доках французской колонии. Случай всегда имел место в его жизни. Он не смог продолжить карьеру морским офицером, поскольку в автокатастрофе сильно повредил руку. Врачи даже настаивали на инвалидности, но Кусто не сдавался и упорно работал над тем, чтобы его рука начала двигаться. С подводным миром он познакомился в 10 лет, и здесь тоже не обошлось без одного случая. Пребывая в летнем лагере, мальчик научился нырять с целью уборки мусора из-под мостков. Кусто провел за таким занятием несколько недель и за это время научился задерживать под водой дыхание.
Юный исследователь имел романтическое воображение, которое манило его познавать новые горизонты. Он любил читать приключенческие книги Джеймса Фенимора Купера, где герои дышали под водой через полые тростинки, прячась от преследователей. Это подвигло его на совершенствование техники подводного плавания.
По возвращении во Францию, Кусто подружился с Филиппом Тайе и Фредериком Дюма, что поспособствовало его испытаниям всех дыхательных аппаратов. Некоторые опыты были опасными, и Кусто однажды едва не распрощался с жизнью, но все обошлось. Эти исследования привели к тому, что Кусто решил создать аппарат, который позволял дышать под водой.
Кусто стал членом движения Сопротивления в период Второй мировой войны. В это же время он познакомился с Эмилем Гальяном, являющимся инженером компании «Эрликид». Вместе они разработали прибор, работавший на двуокиси углерода, которая образовывалась от сжигания древесины. Прибор был полностью автономным, сжатый воздух которого подавался через клапан. Таким образом, они изобрели аппарат для дыхания под водой, отличающийся от остальных легкостью и компактностью. Его назвали акваланг, это слово переводится с английского как «водяное легкое». Акваланг Кусто сыграл определенную роль во Второй мировой войне. Ныряльщики использовали его, чтобы ставить мины на суда противников. После этого, подразделения боевых пловцов были созданы во многих странах.
После окончания войны, Кусто занялся океанографическими исследованиями. Он приобрел судно, которое назвал «Калипсо». Специально оборудованное судно стало первым французским кораблем, предназначенным для научных исследований. На нем Кусто избороздил все океаны и моря. 1956 год стал примечательным для Кусто тем, что он снял полнометражный фильм, в котором рассказывается о прекрасном и загадочном подводном мире. Немногим позже в Марселе Кусто основал центр морских исследований. Он проявил инициативу в строительстве подводной лодки, которая позволяла вести с нее научные исследования. Похожие аппараты Кусто создавал для разных организаций и стран. Интересно, что с помощью таких приборов был найдено месторождение нефти на дне Персидского залива.
В 1962 год Кусто осуществил еще один проект, он создал глубоководные поселения для долговременного проживания. Три экспедиции позволили ему накопить огромный научный материал. В таких подводных жилищах, расположенных на глубине 100 метров, ныряльщики прожили три недели. После проведенных исследований океана, Кусто начал работать над проблемами охраны окружающей среды. Экспедиции Кусто работали в местах с наиболее напряженной экологической обстановкой.