Станиславский принадлежал богатому купеческому роду. Изначально он пошел по стопам своих предков и занимался производством металлических изделий. Ему даже удалось перевести его на более высокий уровень путем усовершенствований техники, которые, между прочим, и ныне используются в производстве нескольких видов стальной проволоки. Станиславский имел металлообрабатывающий завод, который стал главным по производству холоднокатаной стальной проволоки.
Тем не менее, Станиславский был рожден для театра. Заинтересованность в нем появилась еще в гимназические годы. Через некоторое время Станиславский возглавил кружок любителей театра, называвшийся «Алексеевским кружком». Спектакли ставились в имении Станиславского, ведь специально для этого было организован павильон.
Недолго Константину давали водевильные роли на сцене театра «Парадиз». В 1888 году совместно с учителем Ф. Комиссаржевским и режиссером А. Федотовым он образовал «Общество искусства и литературы» с постоянной труппой драматических актеров. На нем в дальнейшем будет базироваться Художественный театр. В 1897 состоялась встреча писателя и критика В. Немировича-Данченко и Станиславского, на которой было решено об организации театра. Их разговор был довольно длинным, однако результат был значительным – они начали продумывать концепцию кардинально нового театра.
В следующем году в Московском Художественном театре прошел первый спектакль по мотивам трагедии А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Тогда представления можно было увидеть в маленьком зале в особняке Станиславского в Леонтьевском переулке. Некоторое время спустя театр был перенесен в новопостроенное специально для этого здание недалеко от Тверской.
Там Станиславский начал создавать новые принципы в театральном искусстве. В процессе работы с актерами он разработал научно обоснованную теорию сценического искусства. В ее основу легла концепция о театре как единого художественного целого.
В своем театре Станиславским ставились пьесы Чехова и Горького, в которых был изображена настоящая жизнь. Зрители с легкостью узнавали повседневные события. Сцена не была нагромождена сложными декорациями, а язык был упрощен и настолько приближен к современному, насколько это было возможно.
Новые спектакли были рассчитаны на демократического зрителя, им открывался богатый мир чувств и отношений. Чехов утверждал, что любая декорация на сцене должна не только говорить сама за себя, но и отражать характер владельца. Похожей глубокой психологической драмы в то время не видели не только театры России, но и даже Европы.
Для выражения таких переживаний, Станиславский продумал целую систему взаимодействия с актерами. Для достижения поставленной цели он каждый день проводил с ними занятия, создавая так называемые этюды. Актерам надо было наиболее натурально выразить любое психологическое состояние. Со временем из этюдов создавался образ роли. Станиславский был убежден, что актер должен вжиться в роль, думать, действовать и жить как герой. Во время спектакля актер должен был показать зрителю процесс становления образа.
С помощью данной методики иначе были рассмотрены многие традиционные роли. Например, в широко известной комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» пьеса, направленная на увеселение зрителя стала трагедией человека, не нашедшего понимания в окружающем его обществе.
Театр же стал некой площадкой для театральных экспериментов. Само здание, созданное по плану знаменитого художника, скульптора и архитектора Ф. Шехтеля, уже оставляло неизгладимое впечатление.
Станиславский считал, что театр начинается с вешалки. Шехтелю в новом театре удалось все сделать художественно выразительным, даже дверные ручки. В театре царила атмосфера праздника и торжества, однако, там не было никаких излишеств. Зрители могли учесть все нюансы актерской игры благодаря хорошему виду на сцену из любой точки зала.
Поражает многосторонность деятельности Станиславского. В 1918 им возглавляется оперная студия при Большом театре. Вскоре из нее будет образован музыкальный театр, на данный момент названный в честь Станиславского.
К сожалению, постоянная занятость режиссера сказалась на здоровье режиссера. 19 октября 1928 года, когда Станиславский играл Вершинина в пьесе Чехова «Три сестры», у него случился тяжелый сердечный приступ. В связи с этим врачи больше не разрешали появляться на сцене.
Тем не менее, он не бросил свою деятельность режиссера и педагога. Станиславский образовал студию для начинающих актеров, где он доводил систему до совершенства. В то же время он помогал в постановках в Художественном театре.
В дальнейшем из студий, образованных вокруг Художественного театры, вырастут в знаменитые театральные коллективы, например, театр имени Моссовета и имени Е. Вахтангова.