ФОНВИЗИН (Фон-Визин) Денис Иванович [3 (14) апреля 1744 (1745?), Москва - 1 (12) декабря 1792, Санкт-Петербург], русский писатель, драматург, виднейший представитель русского Просвещения.
Принадлежал к рыцарскому роду, вышедшему из Ливонии при Иоанне IV Грозном и давшему России несколько поколений служилых дворян. Отец будущего писателя был военным, затем служил в ревизион-коллегии в Москве. Семья была небогата, поэтому ребенку не нанимали иностранных воспитателей, что, по свидетельству П. А. Вяземского, окружало мальчика "русскою атмосферою". В 1755 Фонвизин поступил в дворянскую гимназию при Московском университете. В 1758 был представлен в Петербурге покровителю университета И. И. Шувалову в числе лучших десяти учеников (среди них находился и будущий светлейший князь Г. А. Потемкин). Тогда же состоялось первое его знакомство с театральной сценой.
В апреле 1759 был "произведен в студенты", слушал лекции на философском факультете. К началу 1760-х гг. относятся занятия Фонвизина переводами, обратившими на него внимание образованного общества (напр., перевод трагедии Вольтера "Альзира, или Американцы", 1762).
После окончания университета (1762) переехал в Петербург, поступил переводчиком в коллегию Иностранных дел, выполнял ответственные дипломатические поручения, служил секретарем кабинет-министра И. П. Елагина. В 1764 уехал в отпуск в Москву и тогда же написал первое самостоятельное произведение - комедию "Корион" (переработка "Сиднея" Грессе). На русской действительности основано сатирическое "Послание к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке" (опубликовано в 1769). В Москве он закончил свою комедию "Бригадир" (1766, напечатана в 1786). Комедия стала известна при дворе, Фонвизин читал ее Екатерине II. В театре пьеса Впервые на русской сцене явилась оригинальная пьеса со своими, русскими типами - Бригадир, Бригадирша, Советник, разговаривающими тем же языком, что и их зрители. Главная комическая пара - Иванушка и Советница - будто бы сошла со страниц сатирических журналов того времени, обличавших щеголей (петиметров) и модниц, пораженных галломанией. "Бригадир" надолго стал нарицательным именем, этот тип в русской литературе еще долго будет описываться с оглядкой на Фонвизина (полковник Скалозуб из "Горя от ума").
Завязались литературные знакомства - с М. М. Херасковым, И. Ф. Богдановичем, Г. Р. Державиным и др.
С 1769 Фонвизин становится секретарем Н. И. Панина, полностью разделяет его взгляды о необходимости конституционной монархии для России. Согласно устойчивой легенде, Фонвизин совместно с Паниным разрабатывал некий проект об ограничении самодержавия, который должен был подписать Павел Петрович при восшествии на престол (многие считали, что по достижении наследником совершеннолетия Екатерина уступит трон сыну).
В 1777-78 Фонвизин с больной женой посетил Францию. Его письма под названием "Записки первого путешествия" ("первого", так как позднее автор совершил еще путешествия в Германию и Италию, изданы в нач. 1800-х гг.) содержат немало ярких, запоминающихся картин, метких наблюдений, но в целом автор слишком уж критически отнесся ко всему французскому, как если бы испугался, что его самого заподозрят в галломании, которую он с таким жаром высмеивал.
В 1781 написал (поставлена в сентябре 1782) комедию "Недоросль". По одному из свидетельств, "публика аплодировала пиесу метанием кошельков". Согласно литературной легенде, Потемкин, поздравляя его, сказал: "Умри, Денис, или больше ничего не пиши".
Пьеса была новым словом в русской драматургии, это - первая русская социальная комедия. Сценические характеры и сюжетные ситуации, напоминая соответствующие элементы современной Фонвизину драматургии, предстают обогащенными, более живыми и сложными (находчивость лентяя и неуча "недоросля" Митрофанушки, трагический крах Простаковой). В отличие от предшествующих произведений Фонвизин для театра, где соблюдались основные признаки драматургии классицизма (принципы единства места, времени и действия, членение на пять актов, отчетливое деление на положительных и отрицательных персонажей), в "Недоросле" единство действия соблюдается поверхностно. В комедии достигнута яркая индивидуализация речи персонажей. В "Недоросле" чрезвычайно сильна и социальная критика: в изображении отрицательных сторон крепостного права писатель опередил не только современников, но и многих потомков. В речах Стародума автор излагает чрезвычайно важную для себя программу распространения Просвещения, борьбы с "невежеством", которое Фонвизин считал причиной всех русских недостатков и пороков.
В. Г. Белинский полагал, что "русская комедия началась только с Фонвизина", Н. В. Гоголь назвал "Недоросля" "истинно-общественной" комедией. Реплики и речения комедии стали пословицами и афоризмами, их Пушкин использовал в качестве эпиграфов к некоторым своим произведениям, "Скотининых чета седая" является среди гостей в доме Лариных ("Евгений Онегин").
В 1782 Фонвизин вышел в отставку вслед за Паниным. В 1783 он опубликовал "Опыт российского сословника", "Повествование мнимого глухого и немого", "Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание". На "Вопросы", затрагивающие самую суть российских проблем, ответила сама императрица, причем по ее ответам видно, насколько эти вопросы вызвали ее неудовольствие.
Фонвизин тяжело заболел в 1785 из-за смерти Панина, в том же году выехал за границу для лечения, которое не восстановило его здоровья. Тем не менее в 1788 он решил издавать журнал "Друг честных людей, или Стародум", для которого написал ряд статей. Разрешение на издание не было получено, статьи издавались много позже смерти писателя. Из статей для "Стародума" наиболее замечательна "Всеобщая придворная грамматика", которая распространялась в списках еще долгое время.
Предсмертные произведения Фонвизин - комедия "Выбор гувернера" и драматический фельетон "Разговор у княгини Халдиной", восхитивший Пушкина. Фонвизин работал над автобиографией "Чистосердечное признание", оставшейся незаконченной.