БРЮСОВ Валерий Яковлевич [1 (13) декабря 1873, Москва - 9 октября 1924, там же] русский поэт, прозаик, драматург, теоретик символизма, критик, переводчик, литературовед.
Детство и образование
Родился в купеческой семье. Дед со стороны отца - купец из бывших крепостных, дед со стороны матери - поэт-самоучка А. Я. Бакулин. Отец увлекался литературой и естественными науками. Окончив московскую гимназию Л. И. Поливанова, Брюсов в 1893-99 учился на историко-филологическом факультете Московского университета, сначала на отделении классической филологии, затем - на историческом (окончил с дипломом 1 степени). В 1896 женился на Иоанне Матвеевне Рунт, ставшей его преданной помощницей, после смерти - хранителем архива и издателем наследия. Уже в ранней юности в личности Брюсова парадоксально проявились два антиномичных начала - самоотдача стихиям жизни (эротика, игра страстей, мир ночных ресторанов, рулетка) и волевая организующая активность, склонность к "конструированию" себя и управлению окружающими людьми и ситуациями.
Творческий дебют, стихотворные сборники, принципы поэтики
В 1894-95 Брюсов выпустил три сборника "Русские символисты", состоящих из его собственных переводов из французских символистов и произведений некоторых начинающих поэтов. В этом издании, а также в первых поэтических сборниках "Chefs d'oeuvre" ("Шедевры",1895), "Me eum esse" ("Это я",1897) и сборнике переводов из П. Верлена "Романсы без слов" (1894) Брюсов заявил о себе не только как о поэте символистской ориентации, но и как об организаторе-пропагандисте этого движения. Умело срежиссированная атмосфера скандала, связанного с несколькими эпатирующими стихотворениями, сразу сделала новую школу заметным фактом литературной жизни. Книги стихов 1900-09 - "Tertia vigilia" ("Третья стража",1900), "Urbi et orbi" ("Городу и миру",1903), "Stephanos" ("Венок", 1906), "Все напевы" (1909) - определили антиномичную ориентацию его поэтики на традиции французского "Парнаса" с его твердыми жанровыми и стиховыми формами, словесной пластикой, склонностью к историко-мифологическим сюжетам и экзотике и одновременно на французских символистов, с их поэтикой нюансов, настроений, музыкальной неопределенностью. После 1910 намечается поворот к большей простоте формы (сборник "Зеркало теней",1912), однако в позднейшем творчестве вновь побеждают тенденции к усложнению языка и стиля. Стихи этого периода демонстрируют и образно-тематические комплексы, характерные для всего его творчества: урбанизм, "научная" поэзия, историзм, убежденность в множественности истин и самоцельности искусства.
Литературное окружение. Редакторская, издательская и критическая деятельность
Во второй половине 1890-х гг. расширяется круг литературных связей Брюсова (знакомство с К. К. Случевским, Д. С. Мережковским, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонтом, Н. М. Минским, К. М. Фофановым, Ф. К. Сологубом и др.). В 1899 он становится одним из организатором и руководителей издательства "Скорпион", начавшего с выпуска альманахов "Северные цветы" (вып. 1-5, 1901-11) и поставившего задачей объединение представителей "нового искусства". В 1904-09 был фактическим редактором журнала "Весы", ставшего центральным органом русского символизма. Брюсов опубликовал в "Весах" программные теоретические статьи ("Ключи тайн", 1904; "Священная жертва", 1905, и др.), огромное количество критических статей и рецензий, собранных в книге "Далекие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней" (1912). Заслужив репутацию "мэтра" символистской школы, Брюсов в то же время расходился с ее теургическим направлением, отстаивал суверенность искусства, отказываясь признать его зависимость как от социально-политических, так и от мистико-теологических заданий (см. его полемику, с одной стороны, со статьей В. И. Ленина "Партийная организация и партийная литература" - "Свобода слова", 1905, с другой - с докладами Вяч. Иванова и А. Блока о теургическом символизме - "О "речи рабской", в защиту поэзии", 1910). После закрытия "Весов" (1909) с сентября 1910 возглавляет литературно-критический отдел в журнале "Русская мысль" (под редакцией П. Б. Струве), привлекая к сотрудничеству других писателей-символистов и разрушая обособленность символистской школы в литературном процессе.
Концепция истории и исторические романы
Постоянный интерес Брюсова к истории обусловливал оценку злободневных фактов в перспективе мировых событий. Начав с политических обзоров в журнале "Новый путь", проповедовавших славянофильские теории (Россия как "третий Рим"), он пережил крушение великодержавных иллюзий под влиянием событий русско-японской войны. Революцию 1905 воспринял как исторически неизбежное крушение всей культуры прошлого, принимая и возможность собственной гибели как части старого мира (стихотворение "Грядущие гунны", 1905). В 1907-12 внимание Брюсова к текущей политике ослабевает, но растет его стремление осмыслить глубинные закономерности исторического процесса. В романах "Огненный ангел" (1907-08) и "Алтарь победы" (1911-12) он обращается к переломным историческим эпохам, пытаясь понять кризисное состояние мира путем исторических аналогий. В годы Первой мировой войны поначалу разделял настроения военного патриотизма (сборник "Семь цветов радуги", 1916; а также не появившийся при его жизни сборник "Девятая Камена"), однако, побывав на фронте в качестве военного корреспондента, приходит к пониманию античеловеческого характера войны.
Историко-литературная и переводческая деятельность
Знакомство в 1898 с редактором журнала "Русский архив" П. И. Бартеневым положило начало многолетней публикаторской, комментаторской, историко-литературной деятельности Брюсова (работы о Ф. И. Тютчеве, А. С. Пушкине, Н. В. Гоголе). На протяжении всей жизни занимался и художественными переводами (античные авторы, Данте, Дж. Байрон, И. В. Гете, Э. Верхарн, Э. По, П. Верлен, С. Малларме, М. Метерлинк, О. Уайльд, армянские поэты и др.). Переводческая манера Брюсова претерпела радикальную эволюцию от вольных переложений в 1890-е гг. до принципиального буквализма поздних переводов.
Культурно-просветительская и педагогическая деятельность после Октября
Брюсов воспринял Октябрьскую революцию как коренной переворот в истории человечества, активно сотрудничал с советской властью в области культурного просвещения. В 1920 вступил в Коммунистическую партию. В 1917-19 возглавлял комитет по регистрации печати, заведовал Отделом научных библиотек и литературным отделом Наркомпроса, занимал ответственные посты в Государственном ученом совете, Госиздате и др.; читал лекции в 1-ом МГУ, организовал в 1921 Высший Литературно-художественный институт и был его первым ректором, преподавал в Коммунистической академии, в Институте слова. В последних стихотворных сборниках - "Дали" (1922), "Mea" ("Спеши",1924) - пытался разработать принципы новой "научной" поэтики, однако поздние поэтические эксперименты не встретили живого читательского отклика.