Вацлав Нижинский (Wacław Niżyński) был русским танцором и хореографом, которого считали величайшим артистом балета 20-го века. Его опыт и техническое совершенство заработали ему популярность и уважение за время совсем короткой карьеры (в течение девяти лет). Он был среди немногих танцоров-мужчин, которые отлично владели техникой «en pointe», что считалась редкостью в те времена. Родившись в семье знаменитых танцоров, Вацлав вместе со своими братьями и сестрами обучался балету с юного возраста. Его талант был замечен еще в детстве, таким образом, мальчику давали возможность выступать с различными постановками даже во время учебы. После окончания Императорской школы русского балета Вацлав Нижинский продолжил работу в Мариинском театре. Однако очень скоро он встретил Сергея Дягилева и стал частью его команды. Изначально Вацлав выступал как солист во многих спектаклях. Позже он попытался создать хореографические балетные акты, включив современные тенденции. Карьера танцора была непродолжительной из-за его психической нестабильности, диагноза шизофрения и связанных с ним трудностей.
Этот великий танцор родился 12 марта 1889 года в Киеве, Украина, он был вторым сыном знаменитых польских танцоров Томаша Лаврентьевича Нижинского и Элеоноры Береды. У него был брат Станислав (родился в 1886 году) и сестра Бронислава (родилась в 1891 году). В 1900 году Вацлав поступил в Императорскую школу балета. Там его обучали знаменитые артисты балета: Сергей Легат, Николай Легат и Энрико Чекетти. Нижинский получил второстепенные роли в таких классических балетах, как: «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Он провел большую часть своей школьной жизни вдали от классных комнат, поскольку был выбран, чтобы играть роли в балетных спектаклях и постановках. Это негативно сказалось на его оценках. В 1904 году Нижинский танцевал главную партию в балете Мариуса Петипа «La Romance d'un Bouton de rose et d'un Papillon». Однако, из-за русско-японской войны, которая вспыхнула в этом году, балет так и не был исполнен. В 1906 году танцор выступал в балетной постановке «Дон Жуан». Его мастерство было высоко оценено, и он получил предложение стать членом Императорской балетной труппы.
Нижинский окончил школу в 1907 году. Он начал строить свою карьеру как корифей (танцующий впереди кордебалета, но не получающий главных ролей) в Мариинском театре в 1907 году. Хотя его роли в балетных спектаклях были преимущественно незначительными, он сосредоточился на демонстрации своего мастерства и технических способностях. В последующие годы ему была предоставлена возможность исполнять сольные роли.
В 1908 году Нижинский встретил Сергея Дягилева, российского искусствоведа и постановщика оперных, балетных и художественных выставок. Это был поворотный момент в жизни танцора. Они с Дягилевым стали хорошими друзьями. В следующем году Сергей Дягилев организовал тур по Парижу. Вацлав Нижинский был назначен на одну из главных ролей, тур закончился огромным успехом. Далее, в период с 1907 по 1911 год он выступал в Большом театре в Москве. В 1910 году балерина Матильда Кшесинская стала его партнершей по выступлению в «Талисмане» Мариуса Петипа. Его роль была высоко оценена, и благодаря этому артист обрел еще большую популярность. Помимо балета, он создавал хореографические балетные акты, которые превзошли границы традиционного балета, задействовав современные элементы.
Он был женат на венгерской аристократке Ромоле Пульской (поженились в 1913 году). У пары было две дочки: Кира (родилась в 1914 году) и Тамара (родилась в 1920 году). В 1919 году Вацлав начал страдать нервным расстройством, а позже ему поставили диагноз шизофрения. После этого он был направлен в психиатрическую лечебницу. 30 лет своей жизни Нижинский провел в больницах и приютах. Его жена опубликовала первую биографию великого танцора в 1934 году. Книга содержала информацию о его ранней карьере и жизни. Вацлав умер 11 апреля 1950 года в Лондоне.