Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск



хостинг от .masterhost

Рейтинг@Mail.ru


Хлебников Велимир - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


ХЛЕБНИКОВ Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) (1885-1922), русский поэт, одна из ключевых фигур авангарда.

В начале пути разделял панславистские иллюзии, был и под влиянием Вл. Соловьева, Вяч. Иванова и М. Кузмина. Практически избавил свой язык от греколатинского корнеслова. Примыкая к кубофутуристам, называл себя Будетлянином. Мировоззренчески оставался непонятым соратниками (это они составили и издали его книги "Ряв!", 1913; "Творения", т. 1, и "Изборник стихов", оба 1914). Всю жизнь занимался "осадами" времени, слова и социальных проблем человечества (сборники "Битвы 1915-1917 гг. Новое учение о войне", 1914, и "Время-мера мира", 1916; "сверхповесть" "Зангези", 1920-22; итоговые "Доски судьбы", 1920-22, лишь часть их опубликована посмертно). В духе Лобачевского создал учение о "воображаемой филологии", "самовитом слове" и словотворчестве, чем стал в ряд таких ученых, как В. Гумбольдт, А. А. Потебня и Ф. де Соссюр.

От преобразования фольклорно-мифологических традиций (не только славянских; "сверхповесть" "Дети Выдры", 1911-13) пришел к идеям единого "звездного языка" для всех землян, "государства времени", общественных "Предземшаров", противопоставляемых "государствам пространств", и к полемике с Лениным "вплотную и вровень" (поэма "Ночь в окопе", отд. изд., заботами С. А. Есенина, 1921). Уникальная судьба поэта-ученого-мыслителя, бессребреника и подвижника, "одинокого лицедея", не увидевшего в печати ни одного самостоятельно составленного сборника своих стихов. Еще слабо освоен культурой 20 века.

Творческая полемика с поэтическими традициями Пушкина и Блока в борьбе за новый язык художественной литературы и "свободный стих". Опыты неклассического сплава искусства и науки. Пафос единства Востока и Запада, Севера и Юга. Экологическое мировидение единства человека и природы. Жизненная и публицистическая антибуржуазность. Страстное желание "стать звонким вестником добра" (стихотворение "Гонимый - кем, почем я знаю?..", 1912). Особое "богоборчество" во имя новой меры как "сверхверы" (важное стихотворение "Единая книга", 1920; опубликовано 1928). Принципы нового внерыночного обустройства - всеобщего "Ладомира" (одноименная поэма, 1920; тогда же литографирована в Харькове; с 1923 многократно издавалась, но все еще составляет трудную текстологическую проблему). Разнообразные картины накала Гражданской войны. Десятки поэм, проза, пьесы, отрывки, фрагменты. Статьи по этологии, биологии, историософии, литературной критике. Публицистика. Часть архива до сих пор недоступна для исследователей.




ХЛЕБНИКОВ Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) [28 октября (9 ноября) 1885, гл. ставка Малодербетовского улуса Астраханской губернии (ныне с. Малые Дербеты, Калмыкия) - 28 июня 1922, д. Санталово, Крестецкий уезд Новгородской губернии; похоронен там же на погосте д. Ручьи; в 1960 останки захоронены на Новодевичьем кладбище в Москве], русский поэт, ученый, мыслитель.

Семья. Детство. Учеба

В поэме "Хаджи-Тархан" (1913) Хлебников писал о прошлом Астрахани как колыбели своих предков по отцовской линии (русских хлеботорговцев). В его жилах была также армянская кровь и кровь запорожцев. Отцу, орнитологу и лесоводу, в будущем одному из основателей Астраханского заповедника, он обязан интересом к естествознанию. Мать, двоюродная сестра народовольца А. Д. Михайлова, историк по образованию, способствовала общегуманитарным увлечениям сына. В детстве несколько лет провел на Украине и в Среднем Поволжье. Окончил гимназию в Казани, там же как естественник учился в университете, увлекаясь идеями Лобачевского. Участвовал в студенческих волнениях, побывал в тюрьме. Перевелся в Петербург, где ряд лет проучился и как студент-филолог. Не окончил курса, предпочитая путь самообразования. В 1903 был в экспедиции в Дагестане, в 1905 - на Северном Урале. С началом войны с Японией, под влиянием гибели броненосца "Петропавловск" (1904), клянется найти "основной закон времени", который управляет историческими катаклизмами, судьбами людей и всем мирозданием.

Пробы пера. Ранние публикации. Поиск учителей

Первые творческие опыты - не столько стихи, сочинявшиеся еще с 11 лет, сколько "снимки" - записи фенологических и орнитологических наблюдений, перемежаемых размышлениями на темы биологии, психологии, философии, этики и набросками автобиографической прозы ("Еня Воейков"). Студентом напечатал несколько статей по орнитологии. Событием явился "Опыт построения одного естественнонаучного понятия" (1910; о понятии "метабиоз", парном к "симбиозу") - попытка синтеза естественнонаучного знания с гуманитарным. Видимо, еще из Казани какую-то рукопись посылал на отзыв М. Горькому. В 1908 в Крыму знакомится с Вяч. Ивановым, переписывается с ним, входит в круг его "Академии"; их пути быстро разошлись, но добрые отношения остались. Журнал "Весы", стихи Ф. Сологуба и С. М. Городецкого, стихи и проза Кузмина, "Серебряный голубь" А. Белого, творчество А. А. Блока, А. М. Ремизова, М. Метерлинка, У. Уитмена, французских художников - среда, в которой живет Хлебников в Петербурге в 1908-1910. Литературный дебют - публикация переполненного неологизмами стихотворения в прозе "Искушение грешника" (журнал "Весна", 1908, № 9) - прошел незамеченным, но приводит к дружбе с В. В. Каменским, который позже знакомит Хлебникова с братьями Бурлюками, Е. Г. Гуро и М. В. Матюшиным. "Аполлон" отказывается печатать поддержанный Ивановым и Кузминым "Зверинец" Хлебникова, и настоящий его дебют знаменуют "Заклятие смехом", помещенное Н. И. Кульбиным в "Студии импрессионистов", и публикация "Зверинца" в первом "Садке судей" (1910). Кубофутуризм пытается использовать "великого гения современности" как знамя в своей борьбе с символистами и акмеистами. Хлебников же ищет "собеседников" во всей мировой культуре - от Эхнатона, Пифагора, Лао-цзы, Иисуса и Ариабхаты до новейшей физики, от Низами, Леонардо, Пушкина и Воронихина до Уэллса, Скрябина, Пикассо и Татлина.