АНДРЕЕВ Леонид Николаевич [9 (21) августа 1871, Орел - 12 сентября 1919, д. Нейвала близ Мустамяки, Финляндия], русский писатель; прозаик и драматург, один из самых знаменитых писателей России начала 20 в., разрабатывал, главным образом, в пьесах экспрессионистскую поэтику.
Контрастность натуры
Сын землемера и дочери разорившегося польского помещика. Окончил гимназию в Орле (1891). Затем поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но заканчивал курс уже Московского университета (1897). Несколько лет практиковал как адвокат. Любительски занимался живописью, заслужил, в частности, похвалы И. Е. Репина и Н. К. Рериха. В юности дважды покушался на самоубийство, в результате чего приобрел хроническую сердечную недостаточность. Мемуаристы отмечают крайнюю нервность и переменчивую "контрастность" натуры Андреева, его пессимизм, порожденный отчасти увлечением философией А. Шопенгауэра (особенно его сочинение "Мир как воля и представление"), "он был весь в предчувствии катастрофы" (Г. И. Чулков), им владело "чувство мировой пустоты" (К. И. Чуковский).
Путь в большую литературу
Литературную работу Андреев начал в 1897 в московской газете "Курьер", печатал судебные репортажи, фельетоны, беллетристику; впервые обратил на себя внимание рассказом "Баргамот и Гараська" (1898). Рассказ, исполненный трагической правды, понравился М. Горькому, который ввел Андреева в литературный кружок Н. Д. Телешова "Среда", объединявший писателей-реалистов преимущественно радикальных политических взглядов. Но сам Андреев лишь изредка испытывал к политике "приступы любопытства"; собственную революционность он ощущал как метафизический бунт, а не политическую ангажированность. В 1901 при активном содействии Горького увидела свет первая книга Андреева "Рассказы" с посвящением Горькому.
В литературе, отдавая должное творчеству Л. Н. Толстого, В. М. Гаршина, А. П. Чехова, причислял себя к прямым ученикам и последователям Ф. М. Достоевского. Первые зрелые рассказы Андреева "Большой шлем" (1899), "Молчание", "Рассказ о Сергее Петровиче" (оба 1900), "Жили-были" (1901) и др. углубленно психологичны; сочетание в них густого быта с легким дуновением мистики создает впечатление своеобразной метафизической иронии. Книга "Рассказы" принесла Андрееву всероссийскую известность и признание критики - от народнической (Н. К. Михайловский) до религиозно-философской (Д. С. Мережковский), однако он выбрал позицию литературной обособленности, по словам А. Белого, где-то "между Горьким и Блоком", то есть между реализмом и символизмом.
Проблематика творчества
В рассказах "В тумане", "Бездна", "Мысль" (все 1902), повести "Жизнь Василия Фивейского" (1903) усиливается накал духовных коллизий - рокового разлада духа и плоти, мысли и безумия, веры и неверия, красоты и безобразия и т. д. От иллюстративности и риторики эти произведения спасает "нервный захват" (В. Г. Короленко) писательской манеры Андреева. Работая исключительно по ночам, быстро, на грани психического срыва, Андреев доводит повествование до беспрецедентного напряжения; экспрессию авторского стиля подпитывают "кошмары" Русско-японской войны (рассказ "Красный смех", 1904) и первой русской революции. Центральными темами лучших его рассказов ("Губернатор", 1905; "Тьма", 1907; "Рассказ о семи повешенных", 1908) и более слабого романа "Сашка Жегулев" (1911) становятся революционерство и особенно терроризм, трактуемые Андреевым как экзистенциальная реальность, раскрывающая противоречия природы человека. А если вы интересуетесь футболом, то перейдите по ссылке Find out more и изучите информацию о Кубку Азии-2024.
Особенности творчества
Зрелая проза Андреева - это гиперболы стиля, сгущение "страшного" в жизни при отсутствии противоположного полюса (ср. знаменитую реплику Толстого: "он пугает, а мне не страшно"), стремление выразить новый смысл, пользуясь "складом готовых слов, приспособленных к среднему интеллекту" (Ю. И. Айхенвальд), и даже грубые просчеты вкуса, перекрываемые, однако, неизменно искренним "ужасом хриплым и смертным" (Блок). Духовная проблематика выступает в его произведениях в общедоступном и часто упрощенном виде, дистанция, отделяющая автора от смутных "мыслечувствий" широкой публики, минимальна. Это сделало его одним из самых читаемых прозаиков начала 20 в. с репутацией "выразителя духа времени", поддерживаемой популярными газетами. Со временем в критике стали преобладать более суровые оценки. Наиболее адекватными представляются догадки И. Ф. Анненского о том, что, в отличие от Достоевского, Андреев "боится судить", ибо чувствует, что в любом случае "какая-то сила... заставит и простить и оправдать". Более или менее осознанно ставя под сомнение христианскую антропологию с ее императивным богоподобием человека (например, в переиначивающих и десакрализующих библейские сюжеты рассказах "Елеазар" и "Иуда Искариот и другие", оба 1906), Андреев приближается к пониманию личности как вместилища многих "правд", во многом предвосхищая направленность исканий литературы 20 в.
Драматургия
Релятивистский образ человека - пылинки в бесконечности космоса - наиболее рельефно реализован в пьесах Андреева, начиная с драмы "К звездам" (1905). Событием стали спектакли в театре В. Ф. Комиссаржевской и МХТ по его пьесе "Жизнь человека" (1906), где образ распорядителя жизненной мистерии (Некто в сером) выступал емким символом человеческой несвободы. Лучшие пьесы Андреева тяготеют к жанрам мистико-символистской трагедии или реалистической драмы, варьируют мотив отчуждения личности, распад "я": "Царь Голод" (первая пьеса из нереализованной социально-философской драматургической тетралогии о судьбах человечества), "Черные маски" (обе 1907), "Дни нашей жизни", "Анатэма" (обе 1908), "Анфиса" (1909), "Екатерина Ивановна" (1912), "Тот, кто получает пощечины" (1916). Считая устаревшим психологический театр, Андреев в своей концепции "панпсихизма" (предвосхищающей экспрессионизм) отстаивал театр "внешней неподвижности", то есть пассивного существования человека, пронизываемого токами психических энергий - мистических, сновиденческих, подсознательных, исчезающих "в тихой глади небытия". Драмы "Реквием" (1913-15) и "Собачий вальс" (1916), наиболее последовательное воплощение этой концепции, были его последними художественными свершениями.
Последние годы
С осени 1916 в петербургской газете "Русская воля" Андреев пишет о "войне до победного конца", приветствует Февральскую революцию, а в Октябрьском перевороте видит осуществление своих худших предчувствий. С осени 1917 живет в Финляндии в состоянии депрессии, переписка писателя полна предчувствия надвигающейся смерти.
Леонид Андреев был дважды женат: на Александре Михайловне Велигорской (ум. 1906) и Анне Ильиничне Денисевич (1883-1948; венчание состоялось в апреле 1908).
В целом творчество Андреева, нередко сочетающее трагические аффекты и глубокие интуиции с художественно непроявленными потенциальными смыслами, раскрывается в своей исторической значительности лишь в контексте духовно-нравственной и культурной катастрофы России после 1917. В 1956 перезахоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Петербурге.