АННЕНСКИЙ Иннокентий Фeдорович [20 августа (1 сентября) 1855, Омск - 30 ноября (13 декабря) 1909, Санкт-Петербург; похоронен в Царском Селе на Казанском кладбище], русский поэт, критик, драматург, переводчик. Брат Н. Ф. Анненского.
Школьный учитель
Родился в семье чиновника, занимавшего видные административные посты в Сибири. В 1860 семья из Сибири вернулась в Петербург, где Анненский окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1879). В его воспитании принимал участие старший брат, деятель народничества, публицист Н. Ф. Анненский (1843-1912).
После окончания университета и почти до конца жизни Анненский преподавал древние языки, античную литературу, русский язык и теорию словесности в частных гимназиях, на Высших женских (Бестужевских) курсах и др. В 1891-93 директор Коллегии Павла Галагана в Киеве, 8-й петербургской мужской гимназии (1893-96). В 1896-1905 - директор Николаевской мужской гимназии в Царском Селе (уволен в связи со студенческими беспорядками), где его учениками были Н. С. Гумилев (об их непростых творческих отношениях см.: Тименчик Р. И. Анненский и Н. Гумилев // ВЛ, 1987, № 2), Н. Н. Пунин. В качестве инспектора Петербургского учебного округа (с 1906) совершал поездки по России, в которых (или по их впечатлениям) создал многие лучшие, так называемые "дорожные" стихи. Стихи начал писать в 1870-1880-е годы; тогда же занимался переводами, но как поэт не был известен современникам, к тому же он избегал литературной среды и развивался изолированно (писание стихов плохо сочеталось с педагогической деятельностью, обликом "чопорного", подчеркнуто корректного чиновника). Он имел репутацию знатока античности, филолога-классика, переводчика и необычного педагога.
Первые публикации
Выход его поэтичитеского сборника "Тихие песни" в 1904 под псевдонимом Ник. Т-о (от греческого "утис" - "никто"; так называет себя Одиссей) по существу не был замечен критикой и символистами. Сборник включал также переводы из Горация, Ш. Бодлера, П. Верлена, Ш. Леконта де Лиля (о нем позднее Анненский написал статью), С. Малларме. Французские символисты, "проклятые" поэты оказали первоначальное влияние на творчество Анненского. Старше русских символистов по возрасту, литературно и мировоззренчески Анненский не вписывался в символистскую школу, хотя многими мотивами и перекликался с ней.
Античная тема
С конца 1880-х годов печатает рецензии по славянской и классической филологии, статьи (учебные материалы) о творчестве русских классиков, переводы Еврипида (1-й том вышел в1906, СПб.): Анненский осуществил полный комментированный перевод близкого ему своим кризисным мироощущением и скептицизмом древнегреческого трагика, со своими толкованиями его пьес (Театр Еврипида. М., 1916-21. Т. 1-3). На древнегреческие мифологические сюжеты Анненский написал несколько оригинальных драм: "Меланиппа-философ" (1901), "Царь Иксион" (1902), "Лаодамия" (1902; опубликована в 1906), "Фамира-кифаред" (1906; опубликована в 1913; 2-е изд. 1919); "античные схемы" совмещались в них, по его собственным словам, с "модернизацией в психологической разработке мифа", за античностью легко угадывались мучительные проблемы человека начала 20-го столетия; так, царь Иксион предстает вариацией героя-ницшеанца.
Журнал "Аполлон"
В 1909 С. К. Маковский привлек Анненского к созданию журнала "Аполлон", некоторое время он был его фактическим редактором. В последний год жизни Анненский обрел сочувственную творческую среду, читал лекции в Обществе ревнителей художественного слова при журнале, опубликовал в нем статью "О современном лиризме" (№ 1-3, первую часть - при жизни): наряду с критическими отзывами о поэтических сборниках молодых поэтов статья содержала оценки признанных мэтров символизма, высказанные без должной почтительности, и вызвала раздражение многих писателей; была снята предполагаемая подборка его стихов в "Аполлоне". Анненский неожиданно скончался на Царскосельском вокзале. Главная книга стихов "Кипарисовый ларец" (М., 1910) вышла уже после его смерти, в ее композиции принимал участие сын поэта, В. И. Кривич (1880-1936) (подробнее см.: Тименчик Р. Д. О составе сборника Анненского "Кипарисовый ларец" // ВЛ. 1978, № 8).
Поэт и окружающий мир
Поэтический мир Анненского, мир "расширившегося" современного "я", лишен четкости, определенности, это зыбкий, размытый мир, мир на исходе - угасания, увядания, убывания; в нем томится и тоскует усталая душа, не находя пристанища в реальном. Отторжение от человеческого мира не носит характер романтического разоблачения его неистинности, лирическое "я" поэта как бы выпадает из него: он страшен своей бедностью, "тусклостью", бессмысленностью страдания и непросветленностью быта (у Анненского это быт горожанина: реалии и изломы городской жизни занимают заметное место в обоих его сборниках), "кошмар" обыденности вызывает у поэта мистический ужас. И только через боль, "слезы нищих" осуществляется сцепление с этим миром в некоторых стихах ("Кукла", "Старые эстонки", "Октябрьский миф"). Скука ("Оставь меня. Мне ложе стелет Скука" - "О нет, не стан") и тоска, которая у Анненского едва ли не одушевленное существо, явились ответом поэта на первичную реальность бытия.