Рустам Тарико – миллиардер и предприниматель из России. Основал алкогольную компанию «Руст» и холдинг «Русский Стандарт», в который входят одноименные алкогольная компания и банк. В 2008-м году в международном рейтинге журнала «Форбс» бизнесмен занял 307-ю строчку среди богатейших людей планеты.
Детство и образование
Рустам Тарико родился в Мензелинске Татарской АССР. Там же закончил среднюю школу. Еще в школьные годы начал самостоятельно зарабатывать – юный предприниматель хорошо пел и играл на гитаре, выступал с музыкальным ансамблем на городских дискотеках и танцплощадках. За официальные выступления им платили деньги.
После школы поступил в Московский институт инженеров транспорта в Москве. Учился на экономиста и подрабатывал, чтобы снимать квартиру и содержать себя.
«Бизнес Тур», Ferrero и Martini & Rossi
На последнем курсе устроился на работу в «Бизнес Тур» – компания занималась заселением иностранцев из Италии в московские гостиницы. Молодой предприниматель быстро наладил контакты с отелями Москвы, благодаря чему компания могла отказаться от дорогостоящих услуг другой турфирмы. Так Рустам Тарико проявил свой талант к ведению бизнеса и получил крупный гонорар.
После «Бизнес Тур» предприниматель помог крупному производителю шоколада Ferrero идеей продавать яйца «Киндер Сюрприз» в обычных российских магазинах. В тот момент он работал на Ferrero как внештатный консультант, но когда идея сработала, компания взяла его в штат. Успел молодой предприниматель поработать консультантом и в другой международной компании – Martini & Rossi. Она поставляла «Мартини» в разные страны, в том числе в Россию. Хорошие отношения с компанией пригодятся бизнесмену, когда он будет открывать свое первое дело.
Roust
После распада Советского Союза в России начинается бум предпринимательства. На этой волне Рустам Тарико решает, что для того, чтобы начать свободный бизнес с нуля, сейчас самое время.
Он основывает компанию «Руст», которая будет импортировать в Россию элитный алкоголь. Первым делом он договаривается о продаже «Мартини» – благодаря тому, что он успел поработать на Martini & Rossi, это было проще всего. Позже к «Мартини» присоединяются другие именитые бренды – «Джонни Уокер», «Гордонс», «Реми», «Куантро». «Руст» зарабатывает репутацию компании, которая поставляет на российский рынок лучшие иностранные товары. И неспроста, ведь к середине 90-х ассортимент брендов, импортируемых «Руст», уже шире, чем у любой другой алкогольной компании в России.
В конце 90-х основатель компании Рустам Тарико переключается на другое детище – «Русский Стандарт». Но не забывает и про «Руст», который все еще является успешным бизнесом. Так, в 2011 году предприниматель покупает Gancia – легендарного производителя игристых вин и вермута из Италии. А в 2013-м году к Roust присоединяется международная компания CEDC: так «Руст» становится одним из крупнейших производителей алкоголя не только в России, но и в Восточной и Центральной Европе, а по производству водки становится второй компанией в мире.
Сегодня офисы Roust есть в разных частях земного шара: в Нью-Йорке и в Торонто, в Варшаве, Лондоне и Канелли, – а алкоголь производят не только российские заводы, но заводы Италии и Польши. Компания продает по 40 миллионов коробок алкоголя в год.
«Русский Стандарт»
«Русский Стандарт» – второе детище Рустама Тарико, которое впоследствии стало целым холдингом. После успеха с импортом иностранного алкоголя предприниматель решил производить качественные напитки прямо в России. Так появилась идея делать водку премиум-класса «Русский Стандарт», при этом доступную каждому.
Сначала водку производил сторонний завод «Ливиз», но «Русский Стандарт» стал таким успешным продуктом, что компания расширила ассортимент новыми категориями водки – «Русский Стандарт Platinum», «Русский Стандарт Gold», IMPERIA – и открыла собственные заводы. Теперь «Русский Стандарт» пьют по 3,5 миллиона декалитров в год в 85 странах мира.
В 1999 году Рустам Тарико подводит под бренд «Русский Стандарт» еще и банк, который предприниматель создал на базе купленного убыточного «Агрооптбанка». В банке наладили бизнес-процессы, и теперь его принципы соответствовали бренду – инновации, интуиция и совершенство исполнения.
Благодаря им банк начал быстро расти. Российскому рынку понравились совершенно новые услуги, предложенные банком. Например, беззалоговое кредитование, при котором клиент мог без всяких обязательств взять займ прямо в торговой точке. Или массовые кредитные карты, которые «Русский Стандарт» предложил всем уже пару лет спустя.
По потребительским кредитам «Русский Стандарт» обогнал все остальные банки, кроме Сбербанка, уже к 2004-му году и до сих пор остается флагманом среди частных финансовых институтов в России. Об этом говорят и цифры: число сотрудников холдинга в 2018 году превысило 12 тысяч человек, а число клиентов банка – 28 миллионов человек.