Савитрибай Пхуле была выдающимся индийским социальным реформатором, филантропом, педагогом и поэтом, известная своими усилиями и вкладом в образование женщин и людей из низших каст во время британского правления в Индии. Она была замужем за Джотирао Пхуле, который тоже стал общественным деятелем, социальным реформатором, мыслителем и писателем. Именно он научил Савитрибай читать и писать, благодаря чему она стала одной из немногих грамотных женщин своего времени. Считается, что эта женщина стала первой учительницей в стране и вместе со своим мужем открыла первую школу для девочек в Пуне. Всего за время ее жизни было построено 18 таких школ. Пара неустанно работала в различных областях, включая: образование женщин и людей из низших каст, эмансипация женщин, искоренение гендерных предрассудков, неприкасаемости и кастовой системы. Савитрибай работала над предотвращением самоубийств среди женщин и боролась против детских браков и ритуалом «сати». Она возглавляла женскую секцию, основанную на обучении и укреплении социальных и политических прав обездоленных.
Эта женщина-реформатор пришла в наш мир 3 января 1831 года в Найгаоне в Британской Индии. Сейчас это часть района Сатара в штате Махараштра, Индия. Савитрибай была старшей дочерью в семье фермера. По обычаю тех дней девушка вышла замуж в детстве. Ей было всего 9 лет, когда ее мужем стал мальчик из общины, 13-летний Джотирао Пхуле. В те времена запрещалось обучение людей из низших каст. Однако ее мужу удалось посещать миссионерскую школу и учиться до седьмого класса. Он стал видной фигурой движения за социальные реформы в Махараштре. Согласно правительственным документам, Савитрибай, которая не умела читать и писать на момент брака, получила образование у Джотирао.
Савитрибай начала обучать девочек в Пуне вместе с революционной феминисткой, наставницей ее супруга. В конечном итоге они втроем открыли свою собственную школу для женщин в 1848 году. Учебный план школы включал традиционные западные курсы по естественным наукам, математике и общественным наукам. Супруги работали не только с людьми из высших каст, но и со многими другими, для улучшения жизни которых, они работали. К концу 1851 года семья Пхуле управляла тремя школами для девочек в Пуне, обучая около 150 человек. Учебная программа и учебная процедура в трех школах отличались от учебных программ в государственных школах. Хорошая репутация их школ привела к тому, что количество девочек, посещающих эти учебные заведения, было намного выше, чем мальчиков, обучающихся в государственных школах. Консервативное отношение местного сообщества создало множество препятствий на пути обучения и расширения возможностей девочек и людей из низших каст. Их часто преследовали, унижали и угрожали. Савитрибай забросали камнями, грязью и коровьим навозом. Она также была оскорблена в устной форме. Такие нападения, однако, не смогли сдержать усилия женщины. Далее был создан центр по уходу за беременными жертвами изнасилования. Помимо заботы о безопасности этих женщин, центр также работал над спасением их детей. Савитрибай протестовала против детоубийства, ввела положения об усыновлении, стремилась повысить осведомленность о проблемах прав женщин, боролась против детских браков.
Семья реформаторов Джотирао и Савитрибай не имела собственных детей и усыновила сына вдовы брахмана. В последствие этот мальчик стал врачом. После того, как в 1897 году в окрестностях Наласопары вспыхнула третья пандемия бубонной чумы, Савитрибай и ее сын открыли клинику в Хадапсаре, на окраине Пуны, для лечения инфицированных чумой. Савитрибай заразилась этой болезнью и скончалась 10 марта 1897 года. В честь этой женщины был воздвигнут мемориал в 1983 году. 10 марта 1998 года «Почта Индии» выпустила марку в ее честь. «Университет Пуны» был переименован в «Университет
Савитрибай Пхуле» в 2015 году. Ее имя принадлежит лиге известных социальных реформаторов. В 2018 году о ней был снят биографический фильм.