Жизнь после «одноруких бандитов». Чем сегодня занимается бывший игорный король Борис Белоцерковский
Предпринимательство в сфере азартных игр сделало из бизнесмена Бориса Белоцерковского мультимиллионера. Когда в 2009 году президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин вывел азартные игры вне закона, Белоцерковский потерял целую империю. Но, как и большинство талантливых бизнесменов, он сумел быстро сориентироваться и нашел новую рыночную отрасль, которая приносила бы ему прибыль. Сейчас бывший игорный магнат занимается продажей снеков и напитков через автоматы. Годовая выручка его новой компании составляет до 6 миллиардов рублей. Вендинговые автоматы, которые производит завод Белоцерковского, стоят не только по всей России. Их можно увидеть на вокзалах в Париже и других крупных европейских городах.
После того как распался СССР, игорный бизнес просто заполонил страну. Многие мечтали занять нишу в этой весьма прибыльной сфере. Предпринимателей даже не смущали сопутствующие риски, которых было немало. Все, кто в девяностых начал осваивать игорную деятельность, в середине нулевых уже считались миллионерами.
В середине двухтысячных оборот игорной деятельности в стране превышал пять миллиардов долларов. Тогда в журнале "Форбс" на тридцать первой строчке рейтинга расположился Олег Бойко - учредитель и главные директор игорной компании Ritziо Entertainmеnt. Состояние Бойко оценивалось почти в миллиард долларов. Немного ниже - на 86 строчке - оказался и его младший партнер по бизнесу Борис Белоцерковский. Его активы "Форбс" оценил в 350 миллионов долларов. В 2005 году компания "Ритцио Энтентеймент" руководила залами с игровыми автоматами по всей России и во многих городах Европы. Годовой оборот холдинга достигал миллиарда долларов. Именно "Ритцио" создали такие казино, как "Вулкан" и "Десперадо". К слову, большинство из этих слотов сейчас есть на официальном сайте Эго Казино.
Игорный бизнес рос с невероятной скоростью. Это не могло не обеспокоить правительство. Поэтому уже спустя год после максимального расцвета азарта в России Владимир Путин вынес на рассмотрение закон о создании игорных зон, который означал, что казино и залы с игровыми автоматами исчезнут с улиц городов. Спустя еще три года законопроект официально начал действовать на территории всей страны. Бойко и Белоцерковский перестали заниматься игорным бизнесом. Первый с тех пор успел построить еще одну империю - микрофинансовую. Его предприятие 4financе выдает микрозаймы для клиентов в двадцати странах. Состояние Бойко превышает 1 миллиард 200 миллионов долларов. А вот фамилии Белоцерковского в "Форбсе" больше нет. Чем же занят бывший игорный король сегодня?
Белоцерковский и "Уникум"
После того как запрет на игорную деятельность вступил в силу, Белоцерковский покинул холдинг Ritziо Entertainmеnt. Но вод завод "Уникум", построенный под Северной столицей и выпускавший игровые автоматы более десяти лет, сохранил. Именно этот завод поставлял игровые автоматы для всех крупных казино в России и Европе. Количество сотрудников "Уникума" было более пятисот.
"Я сохранил завод и всех своих работников. После того как ввели запрет на игорный бизнес, мы хотели переквалифицироваться на выпуск банкоматов. Но оказалось, что европейский рынок полностью монополизирован другими компаниями. Это была интересная идея и весьма
прибыльная ниша. Просто мы не сумели с ней справиться", - с сожалением рассказывал Белоцерковский корреспонденту "Форбс".
После того как с банкоматами не вышло, Белоцерковский обратил свое внимание на бизнес по производству вендинговых аппаратов. Это такие автоматы, которые стоят в местах скопления людей (чаще всего на вокзалах, в аэропортах, в спортивных центрах), и предлагают клиентам снеки, кофе с собой и другие напитки.
"Мы уловили изменения рынка. Подобные автоматы на тот момент были везде, кроме Китая и России", - делится Белоцерковский.
По словам бизнесмена, подобные автоматы в России все же были, но они имели очень примитивные механизм. Нужно было опустить купюру, чтобы снизу выпала банка содовой. Но завод "Уникум" выпускал намного более сложные игровые автоматы, внутренний механизм которых сильно отличался от тех аппаратов с газировкой, что были на улицах. Белоцерковский решил использовать свои знания, чтобы усовершенствовать вендинговые автоматы. Он наладил автоматизацию, которая значительно снизила издержки и минимизировала время на загрузку вендинговых автоматов.
К примеру, теперь сотрудникам, отвечающим за "заправку" автоматов нужными продуктами, не приходилось ездить по всем торговым точкам, чтобы выяснить, чего именно не хватает в том или ином аппарате. Была разработана специальная система, которая оповещала службу доставки о том, какой продукт закончился в конкретной вендинговой машине, у какого закончился срок годности и так далее.
Деятельность компании-оператора была схожа с тем, чем занимаются розничные продавцы продовольствия. Она закупала вендинговые машины, находила место для их размещения, обговаривала условия аренды этого места, затем находила поставщиков и занималась техническим обслуживанием автоматов.
Аппараты с завода "Уникум" использует компания-оператор "Ювенко", которая тоже принадлежит Белоцерковскому. Но не только Uvеnco заинтересовалась усовершенствованными машинами. Теперь их доставляют почти в двадцать стран Европы и Азии. Оборот российского рынка составляет три четверти от общей массы продаж вендинговых машин. Но "Ювенко" выкупает только десять процентов аппаратов. С заводом сотрудничают и другие компании из России.
За прошлый год "Уникум" изготовил более десяти тысяч вендинговых автоматов (в том числе и тех, которые выдают онлайн-посылки). На этом завод заработал два миллиарда рублей, а "Ювенко" - ровно в два раза больше.
По словам Белоцерковского, окупаемость машин очень вариативна. Основную роль здесь играет место, где вендинговый автомат будет размещен.
"Автомат, размещенный на железнодорожном вокзале или в аэропорту, способен принести несколько тысяч долларов месяц. А если вендинговую машину поставят в малолюдном месте на улице или в зале с малой проходимостью, то доход будет в десятки раз ниже", - объяснил бизнесмен.
Но сложности в этом деле заключаются не только в окупаемости автомата. Главный риск - это истекшие сроки годности продаваемой продукции. Если тщательно не следить за сроками, можно дорого заплатить и повторить историю Heаlthy Fооd.
Компания Heаlthy Fооd, которую организовал Николай Цветков - бывший владелец "Уралсиб", недобросовестно отнеслась к поставке продуктов в свои вендинговые автоматы. Прогремел огромный скандал, когда из-за испорченной еды отравились более ста человек. При чем в некоторых случаях у пострадавших обнаружили сальмонеллез. По решению суда, деятельность компании была заморожена на три месяца, во время которых шло разбирательство. Российский потребительский надзор в итоге присудил Heаlthy Fооd штраф на два миллиона рублей. Еще два с половиной миллиона заплатили пострадавшим от испорченной еды.
"Ювенко" сейчас - это самый крупный игрок на рынке в России. Оператор руководит пятнадцатью тысячами вендинговых машин, которые расположены в шестидесяти пяти городах страны. Данные вендинговой ассоциации гласят, что всего в РФ находится почти 180 тысяч аппаратов.
"Основу рынка составляют небольшие компании, которые покупают по несколько десятков вендинговых машин. В редких случаях это число может достигать нескольких сотен. Крупных компаний, которые могли бы конкурировать с "Ювенко", в России пока нет", - рассказал Федяков из корпорации «INFОLine- Аналитика».
Самая большая сложность этого бизнеса, по словам Федякова, - это грамотная организация. Нужно очень тонко выстраивать отношения с поставщиками, арендодателями, техническим персоналом. Это под силу немногим, тем более в больших масштабах. Именно поэтому российский рынок сейчас держится на мелких и средних предпринимателях, которые только начинают свой путь в вендинговом бизнесе.
Несмотря на хорошую прибыль, Белоцерковский в 2016 году решил запустить еще один бизнес-проект.
"Наши автоматы стоят в офисах. Работники постоянно видят там одну и ту же еду. Конечно, в какой-то момент им это надоедает, и они перестают покупать", - объясняет предприниматель.
Именно поэтому он запустил микромаркеты "СЕЛФ", в которых есть еще и готовые блюда. На данный момент таких микромаркетов поставлено чуть менее четырех сотен, основное их количество - в столице России. Проект обошелся бизнесмену в двести миллионов рублей. Открыть одну точку микромаркета стоит около полумиллиона, окупается она спустя год-полтора. В прошлом году "СЕЛФ" заработала для Белоцерковского триста миллионов. На конец 2019 года выручка должна достигнуть 700 миллионов.
Бизнесмен признается, что в прошлом году "СЕЛФ" ушла в минус на двадцать пять миллионов. Зато в это году принесла прибыль. Белоцерковский утверждает, что 90 процентов компаний, занимающихся микромаркетами, работают себе в убыток.
У Белоцерковского большие планы по развитию автоматической торговли. Например, он хочет открыть сеть маркетов без сотрудников, где будет действовать система распознавания лиц.