РЕМАРК (Remarque, Remark) Эрих Мария (22 июня 1898, Оснабрюк - 25 сентября 1970, Локарно, Швейцария), немецкий писатель; с ним вместе в литературу пришло "потерянное поколение".
Ранние годы. Первые произведения
Родился в семье переплетчика. Еще в школе решил связать свою жизнь с искусством. Занимался рисованием и музыкой, но война помешала его планам. В 1915, в семнадцать лет, был призван на фронт, где был несколько раз ранен. В 1916, после того как был комиссован, стал работать учителем.
В 1919 Ремарк приехал в Берлин. Здесь он пытался устроить свою жизнь, постоянно меняя род занятий (попробовал стать профессиональным автогонщиком, работал органистом в церкви при психиатрической лечебнице, писал репортажи для газет и журналов). Сразу после войны, в 1919, опубликовал повесть "Женщина с молодыми глазами", а через год выпустил отдельной книгой роман "Мансарда снов". И, хотя в этих произведениях было все, чем будут позже отличаться книги Ремарка - простой, незамысловатый язык, точные и сухие описания, остроумные диалоги - они так и остались незамеченными и не смогли чем-то выделиться в потоке бульварной литературы, заполнившей немецкие книжные лавки в первые послевоенные годы. Сюжетные коллизии этих произведений были слишком банальными, "неживыми", надуманными. Совсем по-другому получилось с третьим романом писателя.
С 1924 Ремарк путешествовал по Европе, сотрудничая в ганнноверской газете "Эхо континенталь". Вернувшись в Берлин годом позже, он получил место редактора в газете "Шпорт им бильд".
"На западном фронте без перемен"
В 1928 в берлинской газете "Фоззише цайтунг" начал публиковаться третий роман Ремарка "На Западном фронте без перемен", произведение отчасти автобиографическое. Повестование в нем (как почти во всех произведениях Ремарка) ведется от лица главного героя, это и своего рода дневник, и хроника военных событий, увиденных глазами их очевидца. Героя зовут Пауль, он рядовой немецкой армии. Герой Ремарка, как и сам писатель, был призван на войну прямо со школьной скамьи. Автор намеренно не впускает читателей во внутренний мир своего героя, пытаясь создать как можно более непосредственную и объективную картину страшных военных будней.
Событий в романе происходит немного, они повторяются с ужасающим однообразием - об этом можно догадаться уже по заглавию романа.
Язык книги прост, скорее даже скуп. Ремарк немногословен в описаниях людей, деталей и картин природы, но они запоминаются благодаря точности, яркости красок и шокирующей натуралистичности, которая кажется порой излишней. В этих описаниях вполне можно углядеть влияние экспрессионизма - ведущего течения в немецком искусстве и литературе накануне Первой мировой войны. Вместо "я" главный герой зачастую употребляет местоимение "мы", даже в конце романа, когда остается совсем один - на протяжении романа, как это часто случается в произведениях Ремарка, Пауль теряет всех своих товарищей. Именно это "мы" позволило сотням тысяч читателей, брошенных, как когда-то ремарковский Пауль, своими правительствами на жертвенный алтарь бога войны, увидеть себя самих в герое романа "На Западном фронте без перемен" и обеспечило книге такой неслыханный успех.
Роман исполнен пацифистского пафоса. Война показана как бессмысленное, бесчеловечное предприятие. Ремарк изобразил трагедию поколения, вынужденного убивать себе подобных, чтобы выжить, поколения, окончательно разочаровавшегося в идеалах эпохи "конца века". В гибнущем мире, опорой для героев произведения становятся неприходящие ценности - дружба, любовь.
Роман этот, изданный год спустя отдельной книгой, имел колоссальный успех. Лишь в Германии менее чем за год было продано около миллиона экземпляров! "На западном фронте..." сразу же был переведен почти практически на все европейские языки (на русском языке впервые опубликован в 1929 году).
Следующая книга Ремарка, "Возвращение" (1931), появившаяся на волне успеха романа "На Западном фронте без перемен" была так же обращена к этому поколению. В ней писатель рассказывал о первых послевоенных месяцах. В "Возвращении" еще в большей степени проявилось безысходное отчаяние и тоска людей, не знавших, не видевших пути, чтобы вырваться жестокой действительности. Эпиграфом к этой книге Ремарк поставил слова: "Солдаты, возвращенные к отчизне, хотят найти дорогу к новой жизни", горькая ирония которых раскрывается лишь в конце, когда герой, которому не нашлось занятия, по возвращении домой, отправляется в путешествие туда, где он сможет ощутить себя нужным другим.
Приход к власти нацистов. Годы эмиграции
В 1931 году, опасаясь травли со стороны национал-социалистов, Ремарк вынужден оставить Германию и переехать в Швейцарию. После официального прихода Гитлера к власти, роман "На западном фронте без перемен" был запрещен как "подрывающий национальный дух и принижающий героику немецкого солдата". В 1938 году Ремарка лишают немецкого гражданства. Он бежит во Францию, откуда по мексиканской визе перебирается в Америку. Последним романом, изданным до начала Второй мировой войны стал роман "Три товарища". Он вышел в 1938 сначала в США на английском языке, а затем в Нидерландах. Благодаря связям в Голливуде, (фильм "На западном фронте без перемен" по сценарию самого Ремарка также имел успех у публики), писатель получил возможность безбедного существования. Ремарк переносит читателя в начало тридцатых годов, во времена мирового экономического кризиса и политических уличных боев в Берлине накануне гитлеровского переворота. В этом романе Ремарк верен своему повествовательному стилю - простой язык, сухие, почти стенографические описания, пространные диалоги, занимающие большую часть книги. Сюжет романа также незамысловат: Три друга, которые держат убыточную автомобильную мастерскую пытаются спасти ее от неминуемого разорения. Главный герой - Роберт Локамп -постепенно теряет всех своих товарищей: Ленц, романтически настроенный совладелец автомастерской, убит некими "парнями в высоких сапогах" (понятно, что Ремарк имеет в виду нацистских штурмовиков - но не называет их, как бы стараясь устраниться от политической злобы дня), умирает от туберкулеза возлюбленная героя по имени Пат. Но очевидный трагизм этой ситуации сглаживается ироничным отношением героя, от лица которого ведется повествование, к действительности: "Если не смеяться над двадцатым веком, - заключает Роберт, - то надо застрелиться".
После войны
После войны, в 1947 году, писатель снова получает немецкое гражданство. Он возвращается в Европу, живет в Швейцарии.
Вернувшись в Европу в 1947 году, Ремарк один за другим издает романы "Искра жизни" (1953), "Время жить и время умирать" (1954) - антивоенный роман о наступлении немецкой армии на Москву, в котором писатель пытается изобразить судьбу немца - жертвы и соучастника национальной катастрофы, порожденной фашизмом, "Жизнь взаймы" (1961), "Ночь в Лиссабоне" (1962). Самый известный из поздних романов Ремарка - "Черный обелиск" (1956), в котором он вновь возвращается к проблеме "потерянного поколения", изображая безотрадный быт вернувшихся с фронтов первой мировой войны молодных людей. К сожалению, ни один из поздних романов Ремарка не смог приблизиться по художественному уровню к роману "На Западном фронте без перемен".
В 1954 году Ремарк купил себе дом близ Локарно на Лаго Маджиоре, где провел последние 16 лет. Писатель умер 25 сентября 1970 года, годом спустя вышел его последний роман "Тени в раю".
Во времена "оттепели" в СССР произошел настоящий "ремарковский бум". Вместе с книгами других авторов "потерянного поколения" - Хемингуэя, Дос Пасоса, Олдингтона, романы Ремарка пользовались необычайной популярностью у советских читателей, что не случайно, ведь главная тема, задающая тон творчества немецкого писателя - тема товарищества. Было опубликовано почти все, что он к тому времени написал. Позже, в 1970-е годы, книги Ремарка попали под негласный запрет, и лишь в в конце 1980-х- начале 1990-х творческое наследие Ремарка стало вновь доступно.