Будущий художник появился на свет в Амерсфорте, Нидерланды, в семье старшего учителя школы, который также был успешным преподавателем по рисованию и отвечал за приобщение своего сына к миру искусства. Питер посещал Академию изящных искусств (Амстердам, 1892 год), а затем стал учителем начальных классов, параллельно занимаясь живописью. Есть ряд его картин, которые выставлены в музее, относящиеся к этому периоду.
Молодой человек глубоко включился в теософское движение в 1908 году, начатое Еленой Петровной Блаватской. Все это очень повлияло на его картины. Выставка кубизма в Амстердаме в 1911 году также оказала глубокое влияние на его работы. Стремление найти художественное упрощение ясно видно в двух версиях его знаменитой картины «Натюрморт с имбирным горшком». В 1911 году художник поселился в Париже. В это время на его работы также оказали влияние такие художники, как Пикассо и Жорж Брак. Мондриан относился к своему искусству и картинам как к высшим духовным открытиям. С 1913 года можно проследить как объединяются его художественные занятия и теософские взгляды. Так возникает теория, которая демонстрирует окончательный уход художника из репрезентативной живописи. Питер попытался передать свою художественную теорию, влияние и обоснования в письменной форме, а не в живописи. После окончания войны он вернулся во Францию, и именно здесь осознал свою любовь к абстракции в искусстве. С 1919 года художником создаются картины на основе сетки — стиля, который до сих пор очень популярен. В период с 1920 по 1921 год стиль живописи трансформировался и начал принимать зрелые формы. Его картины теперь имели толстые черные линии, очерчивающие и разделяющие формы (больше и малые). В течение 1920-х годов Мондриан представил ромбовидные работы, и в них прослеживается его тенденция включать абстрактное искусство в свою технику рисования. Ромбовидные картины более всего похожи на квадратные холсты, с наклоном под углом 45 градусов, висящие в форме ромба. Со временем Питер развивал свое мастерство; он начал с репрезентативных картин, но, оказавшись под влиянием движения «De Stijl», он стал создавать формы искусства, которые были названы им неопластицизмом.
Этот творческий человек умер в Нью-Йорке в 1944 году от пневмонии. Был похоронен на кладбище Сайпресс-Хиллз в Бруклине. На его поминальной службе присутствовали такие художники и скульпторы, как: Александр Архипенко, Марк Шагал, Марсель Дюшан, Фернан Леже и другие. В возрасте 71 года Мондриан переехал в свою вторую и последнюю студию на Манхэттене на 59-й восточной улице, 15 — по его словам, это было лучшее пространство, которое он когда-либо приобретал для студии. Его друзья-художники Гарри Хольцман и Фриц Гларнер, задокументировали студию на видео и фотографиях, прежде чем она была открыта для шестинедельной выставки. В 2008 году голландская телевизионная программа «Andere Tijden» показала единственный известный фильм с Мондрианом.