Родился в семье адвоката. В младенчестве перенес полиомиелит и на всю жизнь остался хромым. С детских лет он проникся духом шотландской истории, поэзией народных баллад и легенд, ландшафтом равнинной и горной Шотландии. Готовя себя к юридической карьере, он в 1792 в Эдинбургском университете сдал экзамен на адвоката. Тогда же начал собирать старинные шотландские баллады и песни. С этих пор выступал на двух поприщах: литературном и судейском. С декабря 1799 и до конца жизни Скотт занимал должность главного судьи графства Селкиркшир, с 1806 был секретарем Высшего суда Шотландии по гражданским делам.
Личность примечательного человека
Был он личностью на удивление гармоничной и целостной - если учесть полярную подчас природу стремлений, убеждений и ценностей, из которых эта личность сложилась. Неистребимый романтик в душе, Скотт оценивал реальную жизнь по ее законам и считался с ее реалиями. Так, ярый патриот Шотландии ("Попробуйте нас рас-шотландить - горько пожалеете", - как-то заметил он), Скотт выступал против крайностей национализма, был верноподданным Британской короны и в 1820 с благодарностью принял от Георга IV титул баронета. Демократ и аристократ в одном лице, он уважал труженика, гордился тем, что в его жилах течет кровь благородных шотландских родов, и почитал здравствующего главу своего клана. Он с одинаковой простотой и учтивостью разговаривал с безграмотным пахарем, с коллегой-литератором и с самим королем.
В политических сварах между ретроградами-тори и либералами-вигами, перекинувшихся и на страницы литературных журналов, Скотт не становился ни на одну сторону, неизменно выступая с позиций третьей - доброй воли и здравого смысла. Любящий сын, муж и отец, друг своих друзей (врагов у него не было), он был судьей, почитая за лучшее сажать деревья, а не людей. Убежденный консерватор, свято чтивший традиции, он всегда был открыт новым веяниям, жил в свое время и своим временем. Построенный им на берегу Твида Абботсфорд символично раскрывает личность его владельца: дом-крепость-замок в старинном шотландском духе - с огромной библиотекой, газовым светом и ватерклозетами. Несмотря на то что он всю жизнь маялся различными недугами, Скотт обожал застолья, был хлебосольным хозяином. Заработал пером много денег, разорился по милости своих издателя и типографа и умер, надорвав силы работой, чтобы расплатиться с кредиторами. Все его долги (120 тыс. фунтов) были выплачены только к 1847 благодаря продаже авторских прав.
Национальный бард
Литературный дебют Скотта - перевод двух поэм немецкого романтика Г. Бюргера (1796) - прошел незамеченным. Но два первых тома собранных и отредактированных им "Песен Шотландской границы" (1802) снискали ему известность. Поэма "Песнь последнего менестреля" (1805) прославила его имя: ею зачитывались в Англии и Шотландии, столицах и провинции, отрывки из нее заучивали наизусть и переписывали. Эта поэма и последовавшие за ней "Мармион" (1808), "Дева озера" (1810), "Рокби" (1813) и другие, а также сборник баллад и лирики (1806) поставили Скотта в ряд славной плеяды поэтов-романтиков Британских островов, со многими из которых - Вордсвортом, Байроном, Кольриджем, Саути, ирландцем Томасом Муром - Скотт поддерживал дружеские отношения. Мода превратила его в литературного "льва", чем он тяготился, но та же мода породила у читателей многолетний интерес к истории и поэзии Шотландии. Интерес этот вспыхнул с новой силой, когда один за другим начали издаваться романы Скотта.
"Великий Инкогнито"
Писатель создал 26 романов, причем только один - "Сент-Ронанские воды" (1823) - посвящен современности, действие остальных отнесено в прошлое и разворачивается большей частью в Шотландии. Они неравноценны и к концу жизни Скотта все чаще несут следы усталости и болезни их автора, но лучшие из них вошли в золотой фонд мировой классики и определили развитие европейского исторического и просто романа в 19 в.: "Отец наш Вальтер Скотт" (Бальзак).
Первый роман, "Уэверли", появился в 1814 без указания имени автора. Выходившие следом имели на титульном листе "Сочинение автора "Уэверли" либо печатались как "Рассказы трактирщика", якобы записанные школьным учителем и псаломщиком Джедедией Клейшботэмом. На протяжении дюжины лет Скотт с озорством мальчишки и мастерством истинного артиста внушал читающей публике, что не имеет отношения к собственным романам. Их таинственного автора в обществе называли "Великим Инкогнито".
Великий романист
Романы Скотта, как правило, посвящены переломным или, по крайней мере, значительным историческим событиям, а их герой, он же зачастую и рассказчик, волею обстоятельств оказывается между противоборствующими сторонами накануне или в час решающей схватки. За некоторыми исключениями, такими как Фрэнк Осбалдистон ("Роб Рой", 1818), Дженни Динс ("Эдинбургская темница", 1818) или Квентин Дорвард из одноименного романа (1823), их характеры маловыразительны и неглубоки, поскольку их функция - "замыкать" на себя основные сюжетные линии повествования, вводить в него и представлять читателю собственно участников исторического действа.
Именно в обрисовке последних художественное мастерство Скотта проявилось в полную силу. Из-под его пера возникли яркие, живые, многомерные и своеобразные характеры вымышленных персонажей второго-третьего плана, этих рядовых исторического процесса, например пуритан, прежде всего старухи Моз и ее сына Кадди ("Пуритане", 1816), капитана Дугалда Дальгетти ("Легенда о Монтрозе", 1819), свинопаса Гурта и шута Вамбы ("Айвенго", 1820). Однако не менее живыми предстали и реальные исторические личности: Роб Рой, воплощение шотландского национального характера; фанатики Берли и Клеверхаус ("Пуритане"), королева Елизавета ("Кенилворт", 1821), Кромвель ("Вудсток", 1826), коварный и мудрый "государственник" Людовик XI ("Квентин Дорвард"). Раскрывая мотивы и психологию поступков тех и других, сопрягая их личные судьбы с ходом событий, Скотт показал, как в своей совокупности их разнонаправленные действия приводят в движение саму историю и как, творя историю, они, в свою очередь, сами становятся ее творением, ибо она, история, накладывает печать на их личность и мировосприятие. Этот историзм мышления и творчества - великое открытие Скотта-романиста, равно как и мастерство передачи исторического времени и места, увлекательная интрига и пластика описаний - выдающееся достижение Скотта-художника.