Точная дата рождения Сунь-цзы до сих пор неизвестна из-за ненадежности самых старых доступных источников. В официальной хронике государства Лу говорится, что Сунь-цзы родился в Ци, тогда как в «Хрониках великого историка» или «Шиджи» говорится, что этот человек был уроженцем У. Оба источника согласны с тем фактом, что он появился на свет в конце периода «Весны и осени» в Китае (722–481 гг. до н.э.), был генералом и стратегом, служившим при короле Хэлюе. Его победы в войнах вдохновили Сунь-цзы на написание «Искусства войны». В последующий период Сражающихся царств (475-221 гг. до н.э.) эта работа стала самым читаемым военным трактатом. Период представлял собой постоянные войны между семью народами (Чжао, Ци, Цинь, Чу, Хань, Вэй и Янь) за контроль над огромными просторами плодородной территории в Восточном Китае. Философ доказал, что его теории эффективны на поле боя, поскольку сделал успешную военную карьеру. Его потомок, Сунь Бинь, также стал известным знатоком военного искусства.
Знаменитый военный трактат, созданный этим автором, описывает философию войны для управления конфликтами и победы в битвах. Некоторые современные философы считают, что помимо сочинений автора, он также содержит комментарии и разъяснения более поздних военных философов, таких как Ли Цюань и Ду Му. Этот шедевр с момента его первой публикации был переведен и распространен по всему миру, и на него часто ссылались и использовали генералы и теоретики. Это было одно из шести сохранившихся крупных произведений, написанных до объединения Китая во 2 веке до нашей эры.
«Искусство войны» — работа, имевшая значительное влияние на многих выдающихся деятелей истории. Один из самых ранних рассказов был о первом императоре объединенного Китая, Цинь Шихуанди, который считал, что книга положила конец эпохе Сражающихся царств. Этот текст был представлен в Японии около 760 г. н.э. и быстро стал популярным среди японских генералов. Книга сыграла значительную роль в объединении Японии. Известно, что самураи чтили эти учения. История гласит, что французский император Наполеон изучал военные сочинения Сунь-цзы и эффективно использовал их в войне против остальной Европы. Его незнание центральных принципов, таких как внимательность к временным условиям, привело к поражению в России. Адмирал флота Того Хэйхатиро, привел японские войска к победе над Россией в русско-японской войне, будучи заядлым читателем «Искусства войны». Даже коммунистический китайский лидер Мао Цзэдун частично приписывал этому тексту свою победу над Чан Кайши и Гоминьданом в 1949 году. Генерал Во Нгуен Зяп, который был военным вдохновителем побед над французскими и американскими войсками во Вьетнаме, считался заядлым учеником и практиком идей Сунь-цзы. Именно поражение Америки во Вьетнаме привлекло внимание американских военачальников к трудам философа. Теперь он включен в программу профессионального чтения морской пехоты. Его значение было снова доказано во время войны в Персидском заливе в 1990-х годах, когда и генералы использовали принципы обмана, скорости и атаки Сунь-цзы на слабость противника.