В 1823 в связи со следствием по делу филоматской организации Мицкевич вместе с товарищами оказывается в превращенном в тюрьму базилианском монастыре в Вильно. По счастливому стечению обстоятельств и благодаря поддержке друзей ему удается отделаться сравнительно легким наказанием - высылкой во внутренние губернии Российской империи. В день знаменитого наводнения 25 октября 1824 года Мицкевич прибывает в Петербург. В начале 1825 он получает назначение в Одессу, откуда в сентябре совершает поездку в Крым. В конце этого года он переезжает в Москву и в1828 снова возвращается в Петербург.
Период пребывания Мицкевича в России оставил свой след не только в судьбе и творчестве самого поэта, но и в русской культурной и литературной жизни. Здесь к Мицкевичу приходят подлинная слава и признание. Кроме того, это время было для поэта исключительно плодотворным. Он пишет жизнерадостный цикл "одесских лирических стихотворений". Результатом пребывания в Крыму стали знаменитые "Крымские сонеты", столь близкие по своему духу русской литературе того времени, для которой Крым и Кавказ стали настоящим романтическим символом.
В 1828 году в Петербурге была издана поэма "Конрад Валленрод", продолжающая тему борьбы Литвы с крестоносцами. Год спустя Мицкевич издает собрание своих сочинений, включившее новые произведения. Широки и литературно-общественные связи Мицкевича в России. Еще во время первого пребывания в Петербурге Мицкевич знакомится с декабристами, членами Северного общества К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым, которым в 30-х годах посвятит стихотворение "Русским друзьям". После разгрома декабристского восстания он сотрудничает в нескольких московских журналах и альманахах, активно переводится и печатается. Мицкевича знало и уважало большое число виднейших людей того времени: Жуковский, Баратынский, Дельвиг, Вяземский, Козлов, Полевой.
Однако важнейшим для Мицкевича в России было его знакомство с Пушкиным. Впервые поэты встретились осенью 1826. Их взаимоотношения были проникнуты взаимным уважением. Мицкевич неоднократно давал высокую оценку творчеству своего русского собрата, в том числе и гораздо позже, после своего отъезда из России (статья "Пушкин и литературное движение в России" 1837, парижские лекции). Поэты переводили произведения друг друга, упоминали друг друга в своем творчестве. Пушкиным были переведены баллады Мицкевича "Три Будрыса" ("Будрыс и его сыновья") и "Дозор" ("Воевода"), а также вступление к "Конраду Валленроду". Мицкевич перевел пушкинский сонет "Воспоминание". Однако в оценке польского освободительного восстания 1830 взгляды поэтов разошлись. Творчество Мицкевича оставило свой след в русской литературе и музыке. К нему впоследствии обращались Лермонтов, Майков, Бунин, Алябьев, Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков.
Эмиграция. "Пан Тадеуш"
В мае 1829 Мицкевичу удается выехать в Европу - Германию, где он видится с Гете, Швейцарию и Италию. Здесь его застает известие о начавшемся в Польше восстании. Вскоре он выезжает на родину, возможно, имея какие-то планы участия в нем, но вера поэта в его победу представляется, к сожалению, довольно слабой. Мицкевич тяжело переживал поражение восстания, после разгрома которого он переезжает в Дрезден. Здесь он пишет свой отклик на национальную трагедию, 3-ю часть лирико-драматической поэмы "Дзяды". В 1832 г. он издает "Отрывок", приложение к "Дзядам", цикл лирических стихотворений-заметок о России в форме путевого дневника.
В середине 1832 Мицкевич переезжает в Париж, где снова сталкивается с Лелевелем, видным деятелем демократической эмигрантской партии. Здесь он увлекается мессианскими идеями об особом значении Польши в судьбе народов. Эти идеи он изложил в публицистическом произведении "Книги польского народа". Не оставляла Мицкевича равнодушным и социальная борьба, происходившая на Западе.
К периоду 1832-34 (с небольшим перерывом) относится работа Мицкевича над бессмертной поэмой "Пан Тадеуш", своеобразной энциклопедией польской жизни, рассказывающей о взаимоотношениях двух шляхетских родов, а также обращающейся к "наполеоновской легенде". "Паном Тадеушем" практически заканчивается творческий путь Мицкевича как художника слова. В 1834 он женится на Целине Шимановской, дочери знаменитой пианистки, и погружается в круговорот тяжелых забот о семействе и заработке. Мицкевич (с помощью Жорж Санд, с которой он познакомился через Шопена) безуспешно пытается поставить несколько пьес, его замыслы исторических сочинений остаются не воплощенными в жизнь. В 1839-1840 он преподает античную литературу в Лозанне, а в 1840-41 читает знаменитый курс лекций по славянским литературам в парижском Коллеж де Франс.
В 1841 Мицкевич попадает под влияние мистико-мессианской секты Анджея Товяньского, который совершил "чудо" исцеления маниакальной жены поэта. В учении Товяньского, Наполеон, например, почитался как мессия наподобие Христа, что нашло отклик в душе Мицкевича. Всецело разделял Мицкевич и учение Товяньского о передовых нациях, которыми товянисты считали французов и поляков.
До самой смерти поэт не оставлял общественно-политической деятельности. В 1848 он создает польский легион, сражавшийся за свободу Италии, год спустя принимает участие в издании демократической газеты "Трибуна народов" в Париже. А последней в его жизни поездкой стала политическая миссия в Константинополь в связи с Крымской войной. В Турции Мицкевич заболевает холерой и 26 ноября 1855 умирает. Его прах торжественно переносят в Краков и хоронят на Вавеле.